Профилактика заикания у детей

Статья написана: Е.Ф. Архиповой – доктором педагогических наук, профессором кафедры логопедии МПГУ.

Профилактика заикания у детей раннего возраста возможна при своевременном обращении к неврологу и логопеду, при выполнении их рекомендаций и правильном взаимодействии родителей с ребенком.  Материалы статьи помогут родителям   и воспитателям детского сада организовать правильный речевой режим ребенку, у которого появились первые запинки в речи.

В статье рассмотрим два основных вида заикания – невротическое и неврозоподобный.  Два вида заикания имеют свои специфические причины, появляются в разное время и  по-разному проявляются.

Заикание невротическое или  неврозоподобное  появляется у детей в период формирования фразовой речи.

Невротическое заикание появляется у детей с опережающим и бурным речевым развитием, с повышенной эмоциональной реакцией на окружающее, с богатым воображением.  Как правило, запинки в речи появляются остро в возрасте от двух до трех лет. Например, вечером   запинок в речи не было, а утром после сна в речи появились многочисленные запинки.

Неврозоподобное заикание появляется у детей с отставанием темпов речевого развития, при общем недоразвитии речи. Чаще всего после четырех лет, с началом общения с помощью появившейся фразовой речи. Сначала запинки почти не заметны, но постепенно число запинок нарастает.

При появлении первых запинок в речи рекомендуется консультация у невролога для определения направления лечения. Параллельно с назначенным неврологом лечением необходимо пройти обследование у логопеда и получить рекомендации по организации речевого режима в домашних условиях и в детском саду. Если пропустить первые запинки в речи у детей, то в дальнейшем запинки в речи  закрепляются, а заикание начинает усиливаться.

Сначала запинки в речи проявляются в виде повторов звуков или слогов – это считается молодым заиканием. Такие судороги называются клоническими   (повторяющиеся подергивания мышц). Эти запинки в речи могут провоцироваться судорогами мышц в разных отделах речевого аппарата. Судороги (подергивания мышц) могут возникать в дыхательном, голосовом или артикуляционном отделе речевого аппарата. На этом этапе  еще можно остановить развитие заикания, получив адекватное лечение от невролога и выполняя все рекомендации логопеда. Если пропустить этот начальный этап в возникновении заикания, то в перспективе запинки переходят в   более серьезную стадию. Рецидивы заикания (обострение) неизбежны при поступлении в детский сад, в школу, при половом созревании, а затем в возрасте 20 -25 лет. При выраженной стадии заикания появляются тонические судороги (спазмы мышц) с возможным сбоем в дыхании.  Когда появляются тонические судороги, то это означает переход заикания в тяжелую стадию. На этой стадии кроме проблем с речевым общением отмечается целый ряд психосоматических, эмоциональных и личностных нарушений. В этом случае необходимо комплексное лечение, включающее следующие направления:

  • медицинское лечение
  • психотерапевтическое воздействие
  • нормализацию социального окружения в семье, в саду, в школе
  • логопедическую коррекцию.

В ходе взаимодействия с детьми, у которых появились запинки в речи, в целях профилактики возникновения заикания следует знать ряд правил общения взрослого с ребенком.

 

Памятка для родителей

  • При появлении запинок в речи необходимо посетить невролога и логопеда
  • Не требовать от ребенка повторить и сказать еще раз правильно
  • Не демонстрировать ребенку свое беспокойство
  • Не допускать насмешек и передразнивания его речи
  • Говорить с ребенком спокойно, неторопливо и достаточно тихо (шепотом)
  • Соблюдать режим дня
  • Перед сном исключать как положительные, так и отрицательные эмоции
  • Перед сном исключать чтение страшных сказок
  • До минимума сократить просмотр телевизора, особенно мультфильмов с быстрым мельканием кадров
  • До минимума сократить компьютер и компьютерные игры
  • Не перегружать ребенка впечатлениями
  • Не допускать сильный плач ребенка, переходящий в рыдания, при которых начинаются сбои в дыхании.
  • Добиться спокойной обстановки в семье
  • -К ребенку относиться ровно, не наказывать физически
  • Договориться с членами семьи о единых правилах общения с ребенком.
  • Не произносить при ребенке слово «ЗАИКАНИЕ»
  • Ограничить речевое общение с ребенком, но внести больше взаимодействия с предметами и ручной  деятельностью.
  • Если ребенок посещает детский сад, то предупредить воспитателя, чтобы не давала речевых заданий, а давала значимые поручения, например, полить цветы, раздать детям пособия и т. п.
  • Если в семье есть заикающийся взрослый, то общаться с ребенком он должен шепотом (при этом заикание не наблюдается).
  • Если ребенок не может из-за запинок сказать слово, то нельзя за него договаривать это слово.  Лучше не заметить запинки, чтобы не фиксировать внимание на его речевых трудностях.

 

Правила речи для заикающегося

  • Сначала подумай, а потом скажи
  • Вдохни и потом начинай говорить плавно на выдохе
  • Говори медленно, спокойно, выразительно, слитно
  • Говори смело! Во время речи смотри в глаза собеседнику
  • Если затрудняешься сказать, про себя посчитай до 5, а потом говори
  • Следи, чтобы не было сильного напряжения мышц лица
  • В свободное время напевай песенки
  • Поменьше смотри телевизор, особенно мультфильмы с быстрым мельканьем кадров
  • Говори короткими фразами. Держи паузу между предложениями
  • Рассказывай стихи с выражением перед зеркалом или близкими людьми
  • Не говори после бега. Отдохни сначала, успокой дыхание
  • Тренируйся – вдохни и на одном выдохе посчитай до 5,10,12
  • Разговаривая используй жесты, помогай себе движениями пальцев
  • Играй в мяч и вслух считай удары
  • Поднимаясь и спускаясь по лестнице вслух считай ступеньки
  • Слушай спокойную музыку
  • Танцуй перед зеркалом. Разными движениями передавай характер музыки.
  • Во время речи опирайся на гласные звуки, четко работая губами, а согласные произноси без нажима.
  • При произнесении гласных открывай рот и произноси четко.
  • На одном выдохе назови дни недели, месяцы

Если ребенок, у которого появились первые запинки, посещает детский сад, то следует предложить воспитателю и психологу соблюдать в отношении ребенка некоторые рекомендации, способствующие снижению активности  запинок в речи.