Дизартрия. Организация коррекционной работы. Лекция 3
Организация коррекционной работы
Основными принципами коррекционного воздействия при дизартрии являются:
- Принцип раннего начала комплексного медико-психолого-педагогического воздействия. Профилактическое и коррекционное воздействие в сенситивные периоды формирования функций.
- Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития. Учет той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе.
- Этиопатогенетический принцип. Учет механизмов нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.
- Принцип системности. Процесс коррекции предполагает воздействие на все компоненты речевой функциональной системы.
- Принцип развития и учет «зоны ближайшего развития». Постепенное усложнение заданий и материалов в процессе логопедической работы.
- Принцип дифференцированного подхода. Учет этиологии, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка и находит свое отражение в организации индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
- Принцип кинестетической стимуляции. Обеспечение двигательных и речевых навыков на основе вызывания положительных кинестезий за счет двигательно-кинестетической стимуляции и с опорой на сохранные функции.
- Принцип организации совместного взаимодействия взрослого с ребенком в рамках ведущей деятельности возраста ребенка, активное вовлечение родителей в коррекционный процесс и другие.
ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Логопедическая работа по устранению дизартрии у дошкольников включает пять этапов.
1-й этап — подготовительный. Цель: формирование базиса для коррекции произносительной стороны речи.
Направления:
- нормализация мышечного тонуса, с этой целью проводится дифференцированный логопедический массаж;
- развитие моторики артикуляционного аппарата, с этой целью проводят пассивную и активную гимнастику с функциональной нагрузкой;
- выработка речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха с помощью дыхательной гимнастики;
- нормализация голоса по средствам голосовой гимнастики;
- формирование просодики направлено на формирование интонационно-выразительной стороны речи;
- развитие тонкой моторики рук, с этой целью проводят пальцевую гимнастику.
2-й этап — основной. Цель: выработка новых произносительных умений и навыков.
Направления:
- выработка основных артикуляционных укладов,
- определение последовательности работы над звуками,
- развитие фонематического слуха,
- постановка звуков,
- автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях,
- дифференциация звуков (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; на уровне слогов, слов).
3-й этап — тренировочный. Цель: выработка коммуникативных умений и навыков.
Направления:
- выработка самоконтроля;
- тренировка правильных речевых навыков (звукопроизношения и просодики) в различных речевых ситуациях;
- тренировка правильных речевых навыков (звукопроизношения и просодики) на усложненном лексико-грамматическом материале.
4-й этап — профилактический. Цель: предупреждение или преодоление вторичных нарушений.
5-й этап — заключительный. Цель: подготовка детей к обучению в школе.
Направления:
- формирование графо-моторных навыков,
- развитие связной речи,
- развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка,
- развитие фонематического восприятия.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите статью по дизартрии “Обследование фонематического слуха”.
ГЛОССАРИЙ
Амимия (гипомимия) – отсутствие или ослабление выразительности мимической лицевой мускулатуры.
Артикуляция – совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. Для правильной артикуляции каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестетического контроля правильности произношения.
Атаксия – нарушение движений, проявляющееся в расстройстве их координации.
Гиперкинезы – непроизвольные движения, которые в отличие от синкинезий могут наблюдаться и в покое.
Дистония – патологическое изменение тонуса.
Импрессивная речь – восприятие и понимание речи.
Иннервация – неврологический термин, обозначающий доведение нервного импульса из мозга к мышцам дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.
Кинестетические ощущения – ощущения движения, положения частей собственного тела и проводимых мышечных усилий.
Органы речи – органы, участвующие в образовании звуков речи; к периферическим речевым органам относятся органы дыхания, гортань, полость глотки, рта и носа.
Паралич – полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных путей головного мозга.
Парез – частичный паралич,ограничение объема движений и снижение мышечной силы.
Просодика – интонационная выразительная окраска речи.
Включает: темп речи, интонации, голос, голосовые модуляции по высоте и силе, тембр голоса, речевое дыхание, паузы, логическое ударение, дикция и другие.
Саливация – выделение слюны из слюнных желез в ротовую полость.
Синкинезии – дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к движениям, выполняемым преднамеренно или автоматически.
Тремор – дрожание конечностей (особенно пальцев рук)
Экспрессивная речь – активное устное или письменное высказывание.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1.Найдите верную дефиницию, обозначающую понятие АНАРТРИЯ
- Нарушение жевания;
- Полное или частичное расстройство артикуляции звуков;
- Нарушение глотания;
- Полное или частичное расстройство голосообразования
2.Для какой формы дизартрии характерны: атония, арефлексия, атрофия?
- Мозжечковой;
- Бульбарной;
- Корковой;
- Псевдобульбарной.
3.Для какой формы дизартрии характерно двустороннее поражение пирамидных путей?
- Бульбарной;
- Псевдобульбарной;
- Мозжечковой;
- Корковой.
4.Какая форма дизартрии сочетается с алалией у детей?
- Корковая;
- Мозжечковая;
- Подкорковая;
- Бульбарная.
5.При какой форме дизартрии отмечается скандированная речь?
- Корковой;
- Мозжечковой;
- Подкорковой;
- Бульбарной.
6.При какой форме дизартрии отмечается атаксия артикуляционных движений?
- Корковой;
- Мозжечковой;
- Подкорковой;
- Бульбарной.
7.Что означает термин – ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ?
- Слабость голоса;
- Носовой оттенок голоса;
- Нарушение жевания;
- Повышенное слюноотделение.
8.Что означает выражение – СКАНДИРОВАННАЯ речь?
- Послоговое проговаривание слов;
- Повторы слогов в слове;
- Недоговаривание окончаний слов;
- Выразительная речь.
9.Что означает термин – СИНКИНЕЗИИ?
- Содружественные движения;
- Насильственные движения;
- Повторяющиеся движения;
- Некоординированные движения.
10.Что означает термин – ГИПОМИМИЯ?
- Слюнотечение;
- Ограничение движений языка;
- Вялая мимика;
- Подёргивание мышц;
11.Что означает термин – ДЕВИАЦИЯ языка?
- Дрожание кончика языка;
- Нарушение точности движений языка;
- Отклонение языка от средней линии;
- Напряжение кончика языка.
12.Как называется первый этап логопедической работы при дизартрии?
- Подготовительный;
- Выработка коммуникативных умений и навыков;
- Выработка новых произносительных умений и навыков;
- Предупреждение вторичных нарушений.
13.Что не входит в содержание первого этапа логопедической работы при дизартрии?
- Постановка звука;
- Логопедический массаж;
- Артикуляционная гимнастика;
- Голосовая гимнастика;
14.Как называются сведения о ребенке, предоставляемые родителями ребенка?
- Асфикия;
- Агнозия;
- Амнезия;
- Анамнез.
15.Что означает понятие – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ?
- Различение фонем на слух;
- Различение фонем в произношении;
- Введение фонем в спонтанную речь;
- Соотнесение фонемы с графемой.
16.Что означает понятие – ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ?
- Понимание речи;
- Планирование речи;
- Воспроизведение речи;
- Восприятие речи.
17.Какую дизартрию вызывает поражение корковых отделов мозга:
- Мозжечковую;
- Корковую;
- Подкорковую;
- Бульбарную.
18.Какую дизартрию вызывает поражение ядер черепно-мозговых нервов?
- Мозжечковую;
- Корковую;
- Подкорковую;
- Бульбарную.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Каковы причины дизартрии?
- В чем заключаются особенности нарушения звукопроизношения при дизартрии?
- В чем выражается нарушение просодики при дизартрии?
- Какие формы дизартрии выделяют?
- Что входит в комплексный метод воздействия при дизартрии?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- Составить схему развития речи в онтогенезе.
- Составить таблицу по дифференциальной диагностики дислалии и дизартрии.
- Составить конспект индивидуального занятия по результатам собственного обследования ребенка с дизартрией.
- Подобрать задания для обследования фонематического слуха.
- Оформить речевую карту на обследованного ребенка, дать обоснованное логопедическое заключение и составить перспективный план коррекционных мероприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Архипова Е.Ф.Стертая дизартрия у детей.- М.,2006.
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – М.,2008.
- Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.,2008
- Бадалян Л.О., Журба Л.Г., Тимонина О.В. Детский церебральный паралич. – Киев: Здоровье, 1998.
- Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия.- М., 2008.
- Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.,2005
- Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии взрослых. //Вопросы логопедии. М., 1978.
- Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – Л., 1997.
- Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М.,2005.
- Корнев А.Н. Логопатология. – М., 2006.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2004.
- Логопедия. Учебник для вузов. под ред. Л.С.Волковой. – М.,2004.
- Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах.- М., 2009.
- Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах.- Ростов н/Д.,2009.
- Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. – М.,2005.
- Приходько О.Г.
Архипова Елена Филипповна, профессор, доктор педагогических наук
Вход в личный кабинет
Войдите на сайт для управления своим профилем и просмотра совершённых заказов.