Дизартрия. Организация коррекционной работы. Лекция 3

Организация коррекционной работы

Основными принципами коррекционного воздействия при дизартрии являются:

  1. Принцип раннего начала комплексного медико-психолого-педагогического воздействия. Профилактическое и коррекционное воздействие в сенситивные периоды формирования функций.
  2. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития. Учет той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе.
  3. Этиопатогенетический принцип. Учет механизмов нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.
  4. Принцип системности. Процесс коррекции предполагает воздействие на все компоненты речевой функциональной системы.
  5. Принцип развития и учет «зоны ближайшего развития». Постепенное усложнение заданий и материалов в процессе логопедической работы.
  6. Принцип дифференцированного подхода. Учет этиологии, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особен­ностей каждого ребенка и находит свое отражение в организации индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
  7. Принцип кинестетической стимуляции. Обеспечение двигательных и речевых навыков на основе вызывания положительных кинестезий за счет двигательно-кинестетической стимуляции и с опорой на сохранные функции.
  8. Принцип организации совместного взаимодействия взрослого с ребенком в рамках ведущей деятельности возраста ребенка, активное вовлечение родителей в коррекционный процесс и другие.

 ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Логопедическая работа по устранению дизартрии у дошкольников включает пять этапов.

1-й этап — подготовительный. Цель: формирование базиса для коррекции произносительной стороны речи.

Направления:

  • нормализация мышечного тонуса, с этой целью проводится дифференцированный логопедический массаж;
  • развитие моторики артикуляционного ап­парата, с этой целью проводят пассивную и активную гимнастику с функциональной нагрузкой;
  • выработка речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха с помощью дыхательной гимнастики;
  • нормализация голоса по средствам голосовой гимнастики;
  • формирование просодики направлено на формирование интонационно-выразительной стороны речи;
  • развитие тонкой моторики рук, с этой целью проводят пальцевую гимнастику.

2-й этап — основной. Цель: выработка новых произносительных умений и навыков.

Направления:

  • выработка основных артикуляционных укла­дов,
  • определение последовательности работы над звуками,
  • развитие фонематического слуха,
  • постановка звуков,
  • автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях,
  • дифференциация звуков (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных зву­ков; на уровне слогов, слов).

3-й этап — тренировочный. Цель: выработка коммуникативных умений и навыков.

Направления:

  • выработка самоконтроля;
  • тренировка правильных речевых навыков (звукопроизношения и просодики) в раз­личных речевых ситуациях;
  • тренировка правильных речевых навыков (звукопроизношения и просодики) на усложненном лексико-грамматическом материале.

4-й этап — профилактический. Цель: предупреждение или преодоление вто­ричных нарушений.

5-й этап — заключительный. Цель: подготовка детей к обучению в школе.

 Направления:

  • формирование графо-моторных навыков,
  • развитие связной речи,
  • развитие познавательной деятельности и рас­ширение кругозора ребенка,
  • развитие фонематического восприятия.

Подпишитесь на нашу рассылку и получите статью по дизартрии “Обследование фонематического слуха”.

 

ГЛОССАРИЙ

Амимия (гипомимия) – отсутствие или ослабление выразительности мимической лицевой мускулатуры.

Артикуляция – совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. Для правильной артикуляции каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестетического контроля правильности произношения.

Атаксия – нарушение движений, проявляющееся в расстройстве их координации.

Гиперкинезы – непроизвольные движения, которые в отличие от синкинезий могут наблюдаться и в покое.

Дистония – патологическое изменение тонуса.

Импрессивная речь – восприятие и понимание речи.

  Иннервация неврологический термин, обозначающий доведение нервного импульса из мозга к мышцам дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.

Кинестетические ощущения – ощущения движения, положения частей собственного тела и проводимых мышечных усилий.

Органы речи – органы, участвующие в образовании звуков речи; к периферическим речевым органам относятся органы дыхания, гортань, полость глотки, рта и носа.

Паралич – полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных путей головного мозга.

Парез – частичный паралич,ограничение объема движений и снижение мышечной силы.

 Просодика – интонационная выразительная окраска речи.

Включает: темп речи, интонации, голос, голосовые модуляции по высоте и силе, тембр голоса, речевое дыхание, паузы, логическое ударение, дикция и другие.

Саливация – выделение слюны из слюнных желез в ротовую полость.

Синкинезии – дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к движениям, выполняемым преднамеренно или автоматически.

Тремор – дрожание конечностей (особенно пальцев рук)

Экспрессивная речь – активное устное или письменное высказывание.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1.Найдите верную дефиницию, обозначающую понятие АНАРТРИЯ

  1. Нарушение жевания;
  2. Полное или частичное расстройство артикуляции звуков;
  3. Нарушение глотания;
  4. Полное или частичное расстройство голосообразования

2.Для какой формы дизартрии характерны: атония, арефлексия, атрофия?

  1. Мозжечковой;
  2. Бульбарной;
  3. Корковой;
  4. Псевдобульбарной.

3.Для какой формы дизартрии характерно двустороннее поражение пирамидных путей?

  1. Бульбарной;
  2. Псевдобульбарной;
  3. Мозжечковой;
  4. Корковой.

4.Какая форма дизартрии сочетается с алалией у детей?

  1. Корковая;
  2. Мозжечковая;
  3. Подкорковая;
  4. Бульбарная.

5.При какой форме дизартрии отмечается скандированная речь?

  1. Корковой;
  2. Мозжечковой;
  3. Подкорковой;
  4. Бульбарной.

6.При какой форме дизартрии отмечается атаксия артикуляционных движений?

  1.  Корковой;
  2. Мозжечковой;
  3. Подкорковой;
  4. Бульбарной.

7.Что означает термин – ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ?

  1. Слабость голоса;
  2. Носовой оттенок голоса;
  3. Нарушение жевания;
  4. Повышенное слюноотделение.

8.Что означает выражение – СКАНДИРОВАННАЯ речь?

  1. Послоговое проговаривание слов;
  2. Повторы слогов в слове;
  3. Недоговаривание окончаний слов;
  4. Выразительная речь.

9.Что означает термин – СИНКИНЕЗИИ?

  1. Содружественные движения;
  2. Насильственные движения;
  3. Повторяющиеся движения;
  4. Некоординированные движения.

10.Что означает термин – ГИПОМИМИЯ?

  1. Слюнотечение;
  2. Ограничение движений языка;
  3. Вялая мимика;
  4. Подёргивание мышц;

11.Что означает термин – ДЕВИАЦИЯ языка?

  1. Дрожание кончика языка;
  2. Нарушение точности движений языка;
  3. Отклонение языка от средней линии;
  4. Напряжение кончика языка.

12.Как называется первый этап логопедической работы при дизартрии?

  1. Подготовительный;
  2. Выработка коммуникативных умений и навыков;
  3. Выработка новых произносительных умений и навыков;
  4. Предупреждение вторичных нарушений.

13.Что не входит в содержание первого этапа логопедической работы при дизартрии?

  1. Постановка звука;
  2. Логопедический массаж;
  3. Артикуляционная гимнастика;
  4. Голосовая гимнастика;

14.Как называются сведения о ребенке, предоставляемые родителями ребенка?

  1. Асфикия;
  2. Агнозия;
  3. Амнезия;
  4. Анамнез.

15.Что означает понятие – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ?

  1. Различение фонем на слух;
  2. Различение фонем в произношении;
  3. Введение фонем в спонтанную речь;
  4. Соотнесение фонемы с графемой.

16.Что означает понятие – ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ?

  1. Понимание речи;
  2. Планирование речи;
  3. Воспроизведение речи;
  4. Восприятие речи.

17.Какую дизартрию вызывает поражение корковых отделов мозга:

  1. Мозжечковую;
  2. Корковую;
  3. Подкорковую;
  4. Бульбарную.

18.Какую дизартрию вызывает поражение ядер черепно-мозговых нервов?

  1. Мозжечковую;
  2. Корковую;
  3. Подкорковую;
  4. Бульбарную.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • Каковы причины дизартрии?
  • В чем заключаются особенности нарушения звукопроизношения при дизартрии?
  • В чем выражается нарушение просодики при дизартрии?
  • Какие формы дизартрии выделяют?
  • Что входит в комплексный метод воздействия при дизартрии?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Составить схему развития речи в онтогенезе.
  2. Составить таблицу по дифференциальной диагностики дислалии и дизартрии.
  3. Составить конспект индивидуального занятия по результатам собственного обследования ребенка с дизартрией.
  4. Подобрать задания для обследования фонематического слуха.
  5. Оформить речевую карту на обследованного ребенка, дать обоснованное логопедическое заключение и составить перспективный план коррекционных мероприятий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Архипова Е.Ф.Стертая дизартрия у детей.- М.,2006.
  2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – М.,2008.
  3. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.,2008
  4. Бадалян Л.О., Журба Л.Г., Тимонина О.В. Детский церебральный паралич. – Киев: Здоровье, 1998.
  5. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия.- М., 2008.
  6. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.,2005
  7. Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии взрослых. //Вопросы логопедии. М., 1978.
  8. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – Л., 1997.
  9. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М.,2005.
  10. Корнев А.Н. Логопатология. – М., 2006.
  11. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2004.
  12. Логопедия. Учебник для вузов. под ред. Л.С.Волковой. – М.,2004.
  13. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах.- М., 2009.
  14. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах.- Ростов н/Д.,2009.
  15. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. – М.,2005.
  16. Приходько О.Г.

 

Архипова Елена Филипповна, профессор, доктор педагогических наук