Дети с алалией в детском саду (ДОО)

Алалия – как работать с таким диагнозом

Е. Ф. Архипова – доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии МПГУ

Данная статья будет полезна логопедам, педагогам, воспитателям детского сада (ДОО) и родителям детей с диагнозом алалия.

Дети с алалией в детском саду (ДОО) получают логопедическую, психологическую и педагогическую помощь на основе реализации адаптированной образовательной программы (АООП) для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Это нарушение часто сочетается с расстройством аутистического спектра (РАС). Диагноз ставят врачи на основании клинических исследований. Такие дети относятся к статусу детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В зависимости от локализации поражения речевых областей головного мозга различают три вида алалии: моторную, сенсорную и смешанную. Моторная алалия связана с нарушением деятельности речевого двигательного анализатора. Сенсорная алалия связана с нарушением речевого слухового анализатора. Смешанная алалия свидетельствует о нарушении сразу двух этих анализаторов.

Материалы статьи помогут также родителям своевременно обратиться к врачам для установления диагноза, получения адекватного и комплексного лечения, прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Заключение ПМПК выдает родителям для предоставления в детский сад.

Затем на основании заключения ПМПК, в детском саду будет разрабатываться для такого ребенка адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного общего образования (АООП ДОО).

В результате реализации этой программы дети получат необходимую психологическую, педагогическую и логопедическую помощь в детском саду.  Кроме того, должно продолжаться комплексное лечение, назначенное врачами.

Для того чтобы не пропустить сенситивные, благоприятные сроки для развития ребенка, родителям или воспитателям необходимо знать, в каких случаях следует обращаться за консультацией к врачам.

Вот некоторые настораживающие факторы в развитии ребенка:

  • отсутствие первой стадии лепета у ребенка – ауто-эхолалий, т. е. подражания самому себе в сопровождении с комплексом эмоционального и двигательного оживления;
  • отсутствие второй стадии лепета у ребенка – физиологических эхолалий, т. е подражания звуков лепета за взрослым;
  • отсутствие ориентировочной реакции на голос взрослого, при наличии ориентировочной реакции на обычные шумы и бытовые звуки;
  • остальные линии развития могут проявляться по-разному в соответствии с видами алалии (моторная, сенсорная, смешанная) и сочетания с РАС.

Для того чтобы не пропустить первые признаки РАС, стоит пройти тест на аутизм M-CHAT-R. Этот тест не является инструментом диагностики РАС, но указывает на необходимость обследования ребенка у врачей для уточнения диагноза.

Предлагаем посмотреть мой вебинар, про первые признаки расстройства аустического спектра

Своевременное выявление признаков алалии и РАС способствует раннему началу лечения, обучения и адаптации ребенка с сочетанным нарушением.

После прохождения ПМПК и получения заключения о характере АООП ребенок поступает на длительное обучение в детский сад. По решению ПМПК адаптированная программа для ребенка в детском саду может быть либо для РАС или для ТНР.

В разработке адаптированной программы принимают участие все специалисты ДОО, которые буду проводить реализацию этой программы. Подключаются к реализации этой коррекционной программы и родители ребенка, выполняя в домашних условиях рекомендации логопеда, психолога, дефектолога и воспитателя для закрепления знаний, умений и навыков ребенка.

ПМПК также определяет в какую группу поступит ребенок. Для ребенка может быть рекомендована диагностическая, компенсирующая или комбинированная (инклюзивная) группа.

Пребывание в диагностической группе позволит выявить все особенности развития ребенка, структуру нарушения и его сильные стороны, на которые все педагогики будут опираться для реализации этой АООП.

Пребывание в компенсирующей (специальной) группе позволит все индивидуальные и групповые занятия проводить по единой АООП для всех детей.

Пребывание в комбинированной (инклюзивной) группе поможет ребенку, находясь среди нейротипичных детей (здоровые в неврологическом плане), не только быстрее осваивать индивидуальную адаптированную образовательную программу, но и от общения с говорящими детьми по подражанию усваивать нормы правильного поведения, самообслуживания, коммуникации, игровой деятельности и речи.

Пребывание в группе в течение нескольких лет пролонгируется при обследовании на ПМПК.

Реализация АООП в детском саду позволит ребенку с алалией продвинуться в развитии речи и повысить  уровень речевого развития.

Это даст возможность продолжить обучение также по АООП, но уже по программе начального школьного обучения.

Также потребуется при выпуске из детского сада пройти ПМПК для определения характера адаптированной образовательной программы для школы и вида начального школьного образования.