Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми в ДОО

Раскроем коррекционную направленность некоторых здоровьесберегающих технологий.

Так, психокоррекционные игры, которые представляют собой совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка: познавательную и эмоционально-личностную. Задачами психогимнастики является приобретение детьми навыков ауторелаксации; обучение технике выразительных движений; тренировка в устойчивости психомоторных функций; воспитание положительных эмоции и чувства; коррекция поведения при помощи ролевых игр; избавление от эмоционального напряжения; овладение навыками управления эмоциями.

Такие простые и интересные игры по подражанию, как дыхательная, артикуляционная и мимическая гимнастика способствуют созданию сенсомоторного базиса для развития произносительной стороны речи.

Использование шумовых цилиндров из системы М.Монтессори будут способствовать развитию и коррекции слухового восприятия, а в дальнейшем и развитию фонематического слуха, необходимого условия правильного развития речи и подготовки к обучению грамоте.

Роль самомассажа, выполняемого самим ребенком, очень значима. Самомассаж положительно влияет на развитие высших психических функций ребенка: внимание, память, зрительно-моторную координацию, развитие речи, нормализацию мышечного тонуса мышц и подготовку руки к обучению письму.

А игровые приемы массажа кистей рук с использованием карандашей различных по форме, толщине и характеру поверхности, значительно улучшают тонкую моторику рук, улучшают графомоторные функции пальцев рук. Так как моторика пальцев и кистей рук находится в корреляционной зависимости с моторикой органов артикуляции, то можно предполагать, что этот вид игрового массажа карандашами будет способствовать улучшению моторики органов артикуляции, что отразится на улучшении качества произносительной стороны речи.

В последнее время активно рекомендуют самомассаж кистей и пальцев рук с помощью колючих мячиков разного цвета и массажных пальчиковых колечек «Суджок-терапия». Уместно здесь вспомнить знаменитое изречение Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Физминутки, которые могут быть заполнены гимнастикой для глаз, пальцев или музыкальными паузами, являются эффективным активным отдыхом для детей. Применение кратковременных минуток отдыха способствуют снижению утомления и повышению умственной работоспособности детей, что позволяет сохранять здоровье детей и в тоже время повысить работоспособность детей с ОВЗ.

Музыкально-ритмические занятия с детьми способствуют повышению активности, развивают чувство ритма, создают позитивную атмосферу, необходимую для релаксации. Наилучшие результаты дают этюды на танцетворчество.

Такой вид детского творчества, как нииткография способствует выработке тонкой моторики пальцев рук, усидчивости, формированию пространственных представлений, развитию воображения, уточнению понятий цвет, величина, форма.

Пальчиковый театр – эта дидактическая игра стимулирует развитие мелкой моторики, знакомит с понятиями форма, цвет, размер. Игра развивает пространственное восприятие справа, слева, рядом, друг за другом. Кроме того, развивает воображение, память, мышление и внимание. Способствует развитию словарного запаса и активизирует речь. В значительной степени формирует творческие способности и артистические умения, а также способствует преодолению коммуникативных нарушений. При некоторых состояниях детей с проявлениями ОВЗ необходимы тренинги на релаксацию.

Самым распространенным видом коррекционной работы является пальцевая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и мозг, поддерживают мозговые системы в оптимальном соотношении. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Так что, пальцевая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. При проведении пальцевой гимнастики используют основной принцип от простого упражнения к более сложному упражнению. Отдельные приемы пальцевой гимнастики варьируются в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей детей.

Релаксация – мышечное расслабление, сопровождается снятием психического напряжения. Достигается в результате применения специальных психофизиологических техник. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Музыкотерапия — это воздействие посредством музыки. Содержание музыки, оттенки, темп и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения темпа движений. Что нужно детям, страдающим темповыми расстройствами речи, либо детям с проявлениями повышенной двигательной расторможенности.

Хромотерапия — влияние цвета. Разработанная специалистами определенная частота подачи цветов и их последовательность воздействуют на физиологическое, на психо-эмоциональное состояние, устраняет напряжение. Известно, что красный цвет оказывает стимулирующее действие: улучшает кровообращение, повышает мышечной тонус, оказывает благотворное действие на центральную нервную систему. Зеленый цвет оказывает тонизирующее действие: расслабляет, успокаивающе влияет на ЦНС – нервную систему. Желтый цвет оказывает общеукрепляющее воздействие. Стимулирует движение, физическую и умственную деятельность, помогает пассивным и вялым детям. Голубой цвет оказывает релаксирующее и успокаивающее воздействие, восстанавливает общее равновесие, гармонизирует эмоциональное состояние. Способствует развитию деятельности коры головного мозга ребенка с ОВЗ задания по развитию стереогноза.

Стереогноз- это высшая корковая функция мозга, заключающаяся в умении на ощупь без зрительного контроля определить различные фигуры по величине, форме, по фактуре их изготовления. Для развития стереогноза используют игры по принципу «Чудесный мешок». Собирают четыре варианта для различения. Первый вариант- 3-5 фигур одинаковых по размеру, но разных по форме. Второй вариант – 3-5 фигур одинаковых по форме, но разных по размеру. Третий вариант — 3-5 фигур одинаковых по форме, размеру, но разные по фактуре- материалу их изготовления. Кроме развития стереогноза стимулируется развитие сенсорных эталонов, кинестетических ощущений и дифференцировок. В дальнейшем, может служить для профилактики и коррекции нарушений письма и чтения (дислексии и дисграфии).

Большую популярность набирает методика М.Монтессори. Материалы М.Монтессори характеризуются строго определенными цветами и формами. Все развивающие пособия из этой серии способствуют развитию у ребенка координации движений, мелкой и общей моторики, тренируют равновесие, развивают эстетический вкус, способствуют развитию социализации детей.

Крайне актуальна зрительная гимнастика, которая используется для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, для укрепления мышц глаз, например, при косоглазии, для улучшения аккомодации. Это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях.

Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности; мелкой моторики рук; координации движений; зрительно-моторной координации; концентрации внимания; мышления, внимания, речи, памяти; стабилизирует эмоциональное состояние ребенка. Песочная терапия благотворно оказывает влияние на снижение психофизического напряжения, регуляцию мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.

При обучении детей с ОВЗ необходимо искать инновационные подходы, в связи с этим можно применять и Су-Джок терапию. Эта система воздействия оказывает стимуляцию биологически активных точек (БАТ) и зон (БАЗ)на теле ребенка, соответствующих всем органам и системам, расположенным на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование БАТ, расположенных на пальцах рук и стопах ребёнка при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

Анималотерапия – это метод оказания психологической и коррекционно-педагогической помощи через взаимодействие с животными. Доказано, что анималотерапия, а к ней относится и иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия, способствует коррекции и психическому развитию ребенка, устранению речевых нарушений, совершенствованию способностей детей с речевыми недостатками. Кроме того, наблюдения и занятия с животными помогают ребенку расслабиться, снимают психическую напряженность, активизируют внимание, дают ребенку ощущение свободы и радости, способствуют игровой инициативе, укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию, доверию, доброте.

В последние годы набирает популярность в коррекционной работе биоэнергопластика – это вид нейростимуляции. Биоэнергопластика предполагает совместное, синхронное движение рук и органов артикуляции.

Одним из эффективных средств в коррекционной работе признана логоритмика.

Логоритмика стимулирует речевую активность. Используют приемы «договори слово, звукоподражания», чтение стихов с движением. Сочетание речи с движением развивает речевое внимание, умение вслушиваться, понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

Аромотерапия признана средством нейростимуляции. Детям с 1 до 2 месяцев рекомендуют запах масла ромашки, розы и лаванды. Для ароматизации комнаты рекомендуют масло эвкалипта. Детям с 2-х месяцев до 2 лет, еще можно предлагать запах масла бергамота, апельсина, иланг-иланга и сандала. Для ароматизации комнаты рекомендуют запахи герани, лимона и чайного дерева. Детям от 2 до 5 лет добавляют запахи масла эвкалипта, пихты, сосны и розмарина. Психологи утверждают, что маленькие дети очень тонко чувствуют запахи эфирных масел и активно на них реагируют.

Тактильные и сенсорные дорожки, физиоролы, массажные мячи, батут, дорожки для ходьбы и бега предназначены для занятий лечебной гимнастикой и игровых упражнений. Это оборудование служит для укрепления мышц спины, рук, живота и ног, формирования правильной осанки. игр и отдыха, для массажа рефлексогенных зон, улучшает функционирование периферической и центральной нервной системы (ЦНС), развивает мелкую и крупную моторику. Рекомендуется для профилактики и лечение плоскостопия, стимуляции развития двигательной сферы и для мышечной релаксации.

В данной статье ставилась цель привлечь внимание педагогов ДОО, участвующих в работе с особыми детьми по адаптированным программам, к здоровьесберегающим педагогическим технологиям, обеспечивающим коррекцию и развитие детей с особыми образовательными потребностями. Также в статье не ставилась цель рассматривать все существующие здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии. Заинтересованные педагоги ДОО смогут найти и творчески подойти к использованию этих технологий, а также привлечь родителей к применению здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических технологий в домашних условиях.

Рекомендуем литературу

Шумихина Ю. В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.

 

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.