Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми в ДОО
Здоровьеоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) рассматривают в современной трактовке как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, которая является на сегодняшний момент одной из самых перспективных образовательных систем ХХI века.
Все чаще встречаются рекомендации по использованию здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических технологий в образовании особых детей (ОВЗ). Внедрение в систему дошкольной организации инклюзивного образования заставляет педагогов ДОО искать педагогические технологии, обеспечивающие адекватные приемы дошкольного образования с коррекционной направленностью в отношении детей с ОВЗ, поступивших в группу ДОО на условиях инклюзивного дошкольного образования.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отражаются государственные гарантии получения бесплатного доступного качественного образования всем детям. Государственные гарантии распространяются, в том числе, и на особых детей, испытывающих особые образовательные потребности. В эту категорию особых детей могут входить дети с ограничением возможности здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды.
Приведем только некоторые задачи, рекомендуемые к выполнению в ДОО, для реализации требований выполнения государственных гарантий в получении бесплатного доступного качественного образования всем детям. На первом месте стоит задача расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста. Далее выносится задача обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности каждого ребенка. Оной из самых актуальных задач рассматривается задача приобщения всех детей (через индивидуальные и возрастные особенности их видов деятельности) к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Другие задачи мы в данной статье опускаем, хотя и они очень значимы.
Перечисленные задачи относятся непосредственно к образованию особых детей, у которых есть особые образовательные потребности. При реализации этих задач в ДОО в образовательном процессе с особым ребенком будут учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности и в итоге будет формироваться более успешная коммуникация с окружающими и, таким образом, будет обеспечиваться социализация детей с ОВЗ.
ФГОС ДО при реализации программ, в том числе и адаптированных, призывает к выполнению определенных требований. Одним из основных, на наш взгляд, является требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
К признакам здоровьесберегающего характера образовательной технологии можно отнести:
– индивидуализацию психологических и педагогических воздействий;
-согласованность, сочетаемость, насыщенность использования различных сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, двигательная сфера и другие);
-учет особенностей психического, эмоционального, двигательного и речевого развития дошкольника;
– учет особенностей вида и темпа деятельности;
-использование интерактивных форм образования дошкольников;
-творческий характер образовательного процесса;
-учет возрастных особенностей дошкольника;
-построение образовательного процесса с учетом физиологических особенностей дошкольника.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» объединяет в себе все направления деятельности ДОО по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. А если рассматривать категорию детей с ОВЗ, то естественно, добавляется еще направление по коррекции нарушений в психическом, физическом, эмоциональном и речевом развитии.
Категория дошкольников с ОВЗ может быть различной по составу. В нее могут входить дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС; с задержкой психо-речевого развития (ЗПР), а также дети с комплексными нарушениями развития. Поэтому педагогу ДОО необходимо найти оптимальное комплексное использование здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических мероприятий, которые позволят повышать эмоциональный настрой и работоспособность всех детей группы. Это будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обычных детей и детей с ОВЗ. Но наиболее значимым достижением должны быть успехи в освоение адаптированных программ детьми с ОВЗ, коррекция недостатков в их развитии, нивелирование их отставания от здоровых сверстников.
Под здоровьесберегающими (коррекционными) педагогическими технологиями подразумевается система мер по охране, укреплению здоровья детей и коррекции недостатков в развитии у детей с ОВЗ. Здоровьесберегающая деятельность в ДОО может включать в себя разные направления:
- медико-профилактические технологии;
- физкультурно-оздоровительные технологии,
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Приводим перечень основных здоровьесберегающих (коррекционных) образовательных технологий:
-Артикуляционная и мимическая гимнастика;
-Дыхательная гимнастика;
-Развитие моторики общей, тонкой и артикуляционной;
-Зрительная гимнастика;
-Психогимнастика; Психокоррекционные игры;
-Пальцевая гимнастика; Пальчиковый театр; Пальцевая гимнастика с мячом;
-Игры на пространственную активность;
-Самомассаж, массаж карандашами, массаж рефлексогенных зон: Плантарный массаж (стоп); Аурикулярный массаж (уха), Массаж волосистой части головы (профессор Ауглин);
-Кинезитерапия;
-Тактильные и сенсорные дорожки, физиороллы, массажные мячи, батуты, дорожки для ходьбы, дорожки здоровья;
-Миофункциональная стимуляция для профилактики речевых и ортодонтических нарушений у детей (миофункциональные тренажеры) при формировании неправильного прикуса у детей;
-Мышечная релаксация; Бассейны (водный и сухой);
-Хаготерапия, Холдинг-терапия;
-Имагопрофилактика и имагокоррекция;
-Ароматерапия; Фитотерапия; Литотерапия; Песочная терапия;
-Библиотерапия; Вокалотерапия; Арттерапия; Хромотерапия;
-Сенсорная стимуляция по методу Глена Домана;
-Логоритмика; Физкультминутки; Танцетворчество;
-Музыкальная терапия, Пантомимика;
-Игротерапия; Сказкотерапия;
-Игры с водой; Монтессори – терапия;
-Ниткография; Конструирование; Леготерапия; Пазлотерапия;
-Рисование: пластилином, природным материалом;
-Лепка из глины и пластилина, тестопластика;
-Оригами; Бумаготворчество; Макраме;
-Анималотерапия, канистерапия, иппотерапия;
-Эрготерапия; Трудотерапия; Самообслуживание;
-Каллиграфиотерапия;
-Мульттерапия
-Речедвигательная гимнастика и другие педагогические здоровьесберегающие технологии.
Список литературы:
- Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства// Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.
- Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
- Здоровьесберегающая система ДОУ. Авторы – составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008
- Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2002.
- Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.
Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.
Вход в личный кабинет
Войдите на сайт для управления своим профилем и просмотра совершённых заказов.