Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми в ДОО

Здоровьеоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) рассматривают в современной трактовке как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, которая является на сегодняшний момент одной из самых перспективных образовательных систем ХХI века.

Все чаще встречаются рекомендации по использованию здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических технологий в образовании особых детей (ОВЗ). Внедрение в систему дошкольной организации инклюзивного образования заставляет педагогов ДОО искать педагогические технологии, обеспечивающие адекватные приемы дошкольного образования с коррекционной направленностью в отношении детей с ОВЗ, поступивших в группу ДОО на условиях инклюзивного дошкольного образования.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отражаются государственные гарантии получения бесплатного доступного качественного образования всем детям. Государственные гарантии распространяются, в том числе, и на особых детей, испытывающих особые образовательные потребности. В эту категорию особых детей могут входить дети с ограничением возможности здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды.

Приведем только некоторые задачи, рекомендуемые к выполнению в ДОО, для реализации требований выполнения государственных гарантий в получении бесплатного доступного качественного образования всем детям. На первом месте стоит задача расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста. Далее выносится задача обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности каждого ребенка. Оной из самых актуальных задач рассматривается задача приобщения всех детей (через индивидуальные и возрастные особенности их видов деятельности) к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Другие задачи мы в данной статье опускаем, хотя и они очень значимы.

Перечисленные задачи относятся непосредственно к образованию особых детей, у которых есть особые образовательные потребности. При реализации этих задач в ДОО в образовательном процессе с особым ребенком будут учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности и в итоге будет формироваться более успешная коммуникация с окружающими и, таким образом, будет обеспечиваться социализация детей с ОВЗ.

ФГОС ДО при реализации программ, в том числе и адаптированных, призывает к выполнению определенных требований. Одним из основных, на наш взгляд, является требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

К признакам здоровьесберегающего характера образовательной технологии можно отнести:

– индивидуализацию психологических и педагогических воздействий;

-согласованность, сочетаемость, насыщенность использования различных сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, двигательная сфера и другие);

-учет особенностей психического, эмоционального, двигательного и речевого развития дошкольника;

– учет особенностей вида и темпа деятельности;

-использование интерактивных форм образования дошкольников;

-творческий характер образовательного процесса;

-учет возрастных особенностей дошкольника;

-построение образовательного процесса с учетом физиологических особенностей дошкольника.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» объединяет в себе все направления деятельности ДОО по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. А если рассматривать категорию детей с ОВЗ, то естественно, добавляется еще направление по коррекции нарушений в психическом, физическом, эмоциональном и речевом развитии.

Категория дошкольников с ОВЗ может быть различной по составу. В нее могут входить дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС; с задержкой психо-речевого развития (ЗПР), а также дети с комплексными нарушениями развития. Поэтому педагогу ДОО необходимо найти  оптимальное комплексное использование здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических мероприятий, которые позволят повышать эмоциональный настрой и работоспособность всех детей группы. Это будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обычных детей и детей с ОВЗ. Но наиболее значимым достижением должны быть успехи в освоение адаптированных программ детьми с ОВЗ, коррекция недостатков в их развитии, нивелирование их отставания от здоровых сверстников.

Под здоровьесберегающими (коррекционными) педагогическими технологиями подразумевается система мер по охране, укреплению здоровья детей и коррекции недостатков в развитии у детей с ОВЗ. Здоровьесберегающая деятельность в ДОО может включать в себя разные направления:

  • медико-профилактические технологии;
  • физкультурно-оздоровительные технологии,
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Приводим перечень основных здоровьесберегающих (коррекционных) образовательных технологий:

-Артикуляционная и мимическая гимнастика;

-Дыхательная гимнастика;

-Развитие моторики общей, тонкой и артикуляционной;

-Зрительная гимнастика;

-Психогимнастика; Психокоррекционные игры;

-Пальцевая гимнастика; Пальчиковый театр; Пальцевая гимнастика с мячом;

-Игры на пространственную активность;

-Самомассаж, массаж карандашами, массаж рефлексогенных зон: Плантарный массаж (стоп); Аурикулярный массаж (уха), Массаж волосистой части головы (профессор Ауглин);

-Кинезитерапия;

-Тактильные и сенсорные дорожки, физиороллы, массажные мячи, батуты, дорожки для ходьбы, дорожки здоровья;

-Миофункциональная стимуляция для профилактики речевых и ортодонтических нарушений у детей (миофункциональные тренажеры) при формировании неправильного прикуса у детей;

-Мышечная релаксация; Бассейны (водный и сухой);

-Хаготерапия, Холдинг-терапия;

-Имагопрофилактика и имагокоррекция;

-Ароматерапия; Фитотерапия; Литотерапия; Песочная терапия;

-Библиотерапия; Вокалотерапия; Арттерапия; Хромотерапия;

-Сенсорная стимуляция по методу Глена Домана;

-Логоритмика; Физкультминутки; Танцетворчество;

-Музыкальная терапия, Пантомимика;

-Игротерапия; Сказкотерапия;

-Игры с водой; Монтессори – терапия;

-Ниткография; Конструирование; Леготерапия; Пазлотерапия;

-Рисование: пластилином, природным материалом;

-Лепка из глины и пластилина, тестопластика;

-Оригами; Бумаготворчество; Макраме;

-Анималотерапия, канистерапия, иппотерапия;

-Эрготерапия; Трудотерапия; Самообслуживание;

-Каллиграфиотерапия;

-Мульттерапия

-Речедвигательная гимнастика и другие педагогические здоровьесберегающие технологии.

Список литературы:

  1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства// Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.
  2. Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
  3. Здоровьесберегающая система ДОУ. Авторы – составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008
  4. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2002.
  5. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.

 

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.