Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Адаптированные программы.

Во всех современных нормативно-правовых документах, касающихся дошкольного образования, уделяется большое внимание категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детям-инвалидам. Эта категория детей при обучении и воспитании в ДОО испытывает особые образовательные потребности (ООП) и требует для успешного освоения образовательной программы особых образовательных условий.

В мае 2015 года была одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» (далее ПООП).

Эта Программа была опубликована в официальном Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации. В этом документе представлен раздел, посвященный детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим дошкольные образовательные организации и осваивающим образовательную программу в ДОО.

Раздел 2.5 этой Программы (ПООП) называется: «Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Коррекционно-развивающая работа в рамках этой Программы для детей с ОВЗ должна быть реализована в группах ДОО компенсирующей и комбинированной направленности. Осуществляться коррекционно-развивающая работа должна вовремя, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и других, а также в ходе режимных моментов.

При этом еще предусмотрена квалифицированная коррекция недостатков в речевом, физическом и психическом развитии детей с ОВЗ. Одним из приоритетных направлений в Программе, указано взаимодействие педагогов ДОО с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.

Вот такие задачи должны решаться в ДОО при реализации образовательной программы: развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья; создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с ООП (ОВЗ), так и для нормально развивающихся детей, формирование у детей общей культуры.

Таким образом, будут последовательно решаться задачи инклюзивного и коррекционного образования, а для этого должны разрабатываться примерные адаптированные основные образовательные программы.

ФГОС ДО рекомендует в таких пропорциях разрабатывать программы в ДОО. Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса в ДОО, должен составлять не более 40% от ее общего объема.

Система оценивания качества реализации программы в ДОО будет направлена в первую очередь на оценивание созданных в ДОО условий внутри образовательного процесса.

В группах ДОО компенсирующей и комбинированной направленности будет проводиться коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ООП и ОВЗ.

В группах компенсирующей и комбинированной направленности в ДОО при организации образовательного процесса и реализации адаптированной основной образовательной программы образования детей с ООП и ОВЗ предполагается соблюдение следующего порядка (регламента):

регламент проведения и содержание занятий с ребенком с ООП (ОВЗ) специалистами дошкольной образовательной организации (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом), воспитателями, педагогами дополнительного образования;

регламент и содержание работы тьютора (помощника, ассистента);

регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации. (Следует различать ПМПК – комиссия и ПМПк – консилиум).

В зависимости от вида группы в ДОО (компенсирующей и комбинированной направленности) будут реализовываться разные программы.

В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

В группах комбинированной направленности должны реализовываться

две программы.          Для ребенка с ОВЗ на базе основной образовательной программы дошкольного образования разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа. Эти дети с ОВЗ включены в образование в ДОО на условиях инклюзивного образования. Адаптированная программа для конкретного ребенка с ОВЗ должна разрабатываться с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и призвана обеспечивать коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию. Остальные дети группы комбинированной направленности, не имеющие ООП и ОВЗ, обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования ДОО.

При составлении адаптированной образовательной программы необходимо ориентироваться:

  • на использование методов обучения и воспитания, адекватных возрасту ребенка с ОВЗ, его физическому и психическому состоянию;
  • на создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников (без ОВЗ и ООП);
  • на использование адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов;
  • на организацию совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и на другие ориентиры.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ПООП) прописывает порядок организации приема детей с ОВЗ, их обследования, составления для них адаптированной программы и осуществление ее реализации. Предполагается, что в течение месяца с момента начала посещения ребенком с ООП, ОВЗ группы или продолжения посещения после летнего периода будет осуществляться педагогическая и психологическая диагностика, в том числе ребенка с ОВЗ. Обследование детей по ФГОС ДО допускается с согласия и разрешения родителей детей.

Результаты проведенного обследования развития ребенка используются для составления адаптированной образовательной программы. Основой для адаптированной образовательной программы должна являться основная образовательная программа группы ДОО. В адаптированной программе прописываются специальные условия образования ребенка, его особые образовательные потребности и индивидуальные особенности. Создание специальных условий и учет индивидуальных потребностей ребенка с ОВЗ будет способствовать освоению образовательной программы в ДОО.

В адаптированной образовательной программе ребенка с ООП и ОВЗ могут быть определены следующие позиции:

  • специфическое для каждого ребенка с ООП и ОВЗ соотношение форм и видов деятельности,
  • индивидуализированный объем и глубина содержания,
  • специальные психолого-педагогические технологии,
  • учебно-методические материалы и технические средства,
  • содержание работы тьютора (помощника, ассистента).

Разработанная адаптированная образовательная программа должна обсуждаться и реализовываться с обязательным участием родителей ребенка. С последующим вовлечением их в реализацию адаптированной программы в домашних условиях.

В структуру адаптированной образовательной программы, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести его недостатков, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с ОВЗ и другие компоненты коррекционного блока.

В реализацию адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ включаются все участники образовательного процесса в ДОО, в том числе и родители ребенка и с ООП и ОВЗ. В ходе реализации адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ должны быть организованы специальные условия для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе. Для более успешного включения ребенка с ОВЗ в инклюзивное образование в ДОО важна предварительная подготовка ребенка к обучению с раннего возраста. Включение в инклюзивное образование ребенка с раннего возраста, а лучше с младенческого, обеспечит готовность ребенка с ОВЗ к продвижению по этапам инклюзивного процесса в ДОО.

В настоящее время Минобрнауки РФ разработало и активно распространяет проект: «Внедрение модели повышения квалификации работников сферы образования в области распространения современных технологий успешной социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья». В рамках этого проекта работают стажировочные площадки. Кроме того, в Москве 21-23 сентября 2015 прошел Всероссийский семинар по внедрению моделей выявления отклонений и раннего комплексного вмешательства с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей. Внедрение ранней диагностики и службы ранней помощи детям с ООП и ОВЗ, позволит осуществить инклюзивное коррекционное образование в наиболее благоприятный для ребенка период – сенситивный период.

Одним из самых важных условий для эффективности реализации адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ является продуктивное взаимодействие с родителями. С этой целью должен разрабатываться индивидуальный маршрут взаимодействия педагогов и родителей на каждом этапе инклюзивного включения. Координация реализации вариативных программ образования детей с ОВЗ в ДОО осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательных программ.

Встает вопрос. Кому же придется в ДОО реализовать «Программу коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»?

Ответ находим в статье 13 п. 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно данной статьи ДОО (образовательная организация) может реализовывать Программу как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации. А это значит, что в реализации Программы может быть задействован кадровый состав других организаций, участвующих в сетевом взаимодействии с ДОО.

В ПООП можно найти ответы и на кадровые условия реализации адаптированных программ в ДОО. Так в разделе 3.3.3. по кадровому обеспечению в ДОО, указывается, что при работе в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО (компенсирующие группы) должны быть дополнительно предусмотрены должности педагогов, имеющих соответствующую квалификацию для работы в соответствии со спецификой ограничения здоровья детей, из расчета не менее одной должности на группу детей.

При работе в комбинированных группах, т.е. при организации инклюзивного образования, когда в общеобразовательную группу включаются дети с ООП и ОВЗ, может быть предусмотрено дополнительное кадровое обеспечение. Категории таких детей и особенности их кадрового сопровождения устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации. Соответствующие должности иных педагогических работников устанавливаются ДОО самостоятельно в зависимости от содержания Программы.

В примерной основной образовательной программе дошкольного образования» (ПООП), опубликованной в официальном Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации и одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20мая 2015 г. № 2/15) на ДОО возлагается ответственность за профессиональное развитие педагогических и руководящих кадров. В целях эффективной реализации программ в ДОО должны создавать условия для профессионального развития педагогов.

Для консультативной поддержки педагогов по вопросам образования детей, в том числе реализации адаптивных коррекционно-развивающих программ и программ инклюзивного образования дошкольников, ДОО может привлекать другие организации в рамках сетевого взаимодействия.

В последующих статьях мы хотели бы рассказать педагогам ДОО про практический материал, который можно применять при реализации адаптированных программ в рамках осуществления здоровьесберегающих образовательных коррекционных технологий.

 

Список литературы:

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20мая 2015 г. № 2/15)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
  4. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 г. Москва
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

 

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.