Повышение абилитационной компетенции родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения и воспитания.
Группа детей с ОВЗ неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с расстройствами аутистического спектра (РДА); с комплексными нарушениями развития.

Особые образовательные потребности дифференцируются у детей разных категорий, так как определяются структурой нарушения и дефектом. Также выделяются особые потребности, характерные всем детям с ОВЗ, которые обеспечиваются при реализации специальных коррекционных принципов их образования. В связи с этим возникла необходимость разработки проекта специального стандарта образования каждой категории детей с ОВЗ.

В разрабатываемом специальном стандарте образования детей с ОВЗ предусмотрены «Академический» компонент» и «Компонент жизненной компетенции».

«Академический компонент» рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. Этот компонент определяется возможностями и особенностями психического развития детей и каждого ребенка в отдельности. В очень тяжелых случаях возможно редуцирование или полное исключение из содержания образования академического компонента.      «Компонент жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми ребенку в обыденной жизни. «Академический компонент» и «Компонент жизненной компетенции» и обеспечат возможности социализации и интеграции детей с ОВЗ в социум.

Специальный федеральный государственный стандарт (СФГОС) для детейся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время находится на стадии разработки.

Для успешного решения задач развития, воспитания, образования детей с ОВЗ требуется совместное взаимодействие команды специалистов, всех служб медико-психолого-педагогического сопровождения с семьей ребенка, нуждающегося в особых образовательных условиях. Однако родители ребенка с ОВЗ, находясь в трудной жизненной ситуации, не всегда адекватно оценивают состояние и перспективы развития ребенка с ОВЗ. В этих случаях семье трудно преодолеть кризисное состояние и оказать ребёнку необходимую помощь как для его полноценного физического и психического развития, так и для его психологического самочувствия.

Для помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ и находящейся в трудной жизненной ситуации, специалисты предлагают реализацию двух консультативных направлений. Первым направлением является раннее обеспечение ребёнка с ОВЗ коррекционно-педагогической помощью, способствующей уменьшению степени существующих отклонений и максимальной социализации ребёнка в обществе. А вторым направлением является психологическая поддержка, психотерапевтическая помощь семьям с целью поддержания психологического здоровья, благоприятного психологического климата в семье для конструктивного влияния на процесс развития ребёнка.

Родителям необходимо включаться в процесс обучения и воспитания с первых лет жизни ребёнка, это позволит не только скорректировать имеющиеся недостатки в развитии ребёнка, но и предупредить появление вторичных отклонений. Взаимодействие родителей с ребенком происходит в быту, в процессе передачи знаний, опыта в ходе игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от родителей определенных мотиваций и знаний, дополнительных навыков и мер, средств и усилий. Одной из составляющих реабилитации является ранняя педагогическая помощь ребенку.

Программы абилитации детей с ОВЗ разрабатываются специалистами Центров ОПМПК на основе тщательного обследования, определения актуальной и ближайшей зоны развития каждого ребенка с ОВЗ для выстраивания образовательного маршрута на основе инклюзивного или интегрированного варианта образования.

Психокоррекционная помощь семье представляется системой здравоохранения: отделениями психологической помощи при центрах психического здоровья, консультациями детских психиатров. Педагогическая консультативная помощь оказывается специалистами дефектологами, логопедами, олигофренопедагогами, тифлопедагогами, сурдопедагогами, службой ПМПК, а также социальными центрами.

Абилитация – это медико-социальные и психолого-педагогические мероприятия по отношению к детям с ОВЗ или инвалидам с детства, направленные на освоение ими определённых навыков, способствующих их самостоятельности, определённой независимости и адаптации к жизни.

Абилитационная компетентность родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, включает в себя следующие компетенции: Педагогическую, Психологическую, Социальную, Правовую.

Абилитационная компетентность позволяет родителям осуществлять не только уход за ребёнком, но и эффективно выстраивать процесс его развития, проводить коррекционные мероприятия с учётом особенностей его здоровья, возрастных особенностей и особенностей его личности.

Абилитационная компетентность родителей позволяет осознанно направить знания и возможности на процесс развития ребёнка. Формирование абилитационной компетентности у родителей начинается с рождения ребёнка с ОВЗ и заключается, прежде всего, в принятии ответственности за процесс развития ребёнка и желании включиться в коррекционный процесс. Для формирования абилитационной компетентности родителей детей с ОВЗ необходима специально организованная психолого-педагогическая консультативная служба для родителей. При формировании абилитационной компетентности родителей детей с ОВЗ определенная роль отводится формированию следующих видов родительской компетенций:

Педагогическая компетенция — знание и использование в повседневной жизни методов коррекционного воспитательного воздействия, способствующих развитию личности ребёнка.

Психологическая компетенция — понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, а также умение организовывать совместную с ним деятельность с учётом его возможностей.

Здоровьесберегающая компетенция — основана на внимании к физическому (соматическому) здоровью ребёнка. Она включает в себя проведение необходимых профилактических мероприятий, обследование ребёнка у специалистов, направленное на выявление отклонений в здоровье ребёнка и своевременное их предупреждение или лечение. Ответственное отношение к рекомендациям врачей.

Социальная компетенция — проявляется в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность родителей устанавливать и поддерживать новые продуктивные социальные связи, способствующие интеграции семьи в социум.

Правовая компетенция — знание основных прав родителей и ребёнка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи, а также умение применять на практике нормы законодательства. Знать права ребенка с ОВЗ и уметь их защищать.

Наиболее продуктивными являются педагогическая и психологическая компетенции, которые, наряду с другими, направлены на создание коррекционного режима в домашних условиях и включение в коррекционный процесс для достижения максимального возможного поступательного развития ребенка. Для поддержки семьи детей с ОВЗ существуют Центры развития абилитационной компетентности родителей детей с ОВЗ для организации коррекционно-развивающего процесса воспитания ребёнка на самых ранних этапах его развития и пролонгации в домашних условиях.

В настоящее время принято дифференцировать понятия «Компетенции» и «Компетентность». Нам более близка трактовка этих понятий следующая. Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности. Компетентность – это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, творческое отношение к предмету деятельности.

В последние годы активно разрабатывается вопрос формирования родительской психолого-педагогической компетентности. Это работы Е.М. Мастюковой, А.Р. Маллер В.В. Ткачевой, в которых освещаются проблемы детей со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, инвалидностью, вследствие ДЦП их родителей. В научной литературе широко представлена работа с родителями, воспитывающими «проблемных» детей раннего и дошкольного возраста (Г.А. Мишина, Е.И. Т.Н. Волковская). Уделяется внимание семьям, имеющим аутичных детей в работах Е.Р. Баенскойя, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной. Особенности развития детей с задержкой психического развития освещают Е.А. Екжанова, Е.Р. Смирнова и многие другие.

Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. «Вся работа специалистов учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей» – считает А.Р. Маллер. Е.М. Мастюкова настаивает на том, что всю психотерапевтическую работу с матерью необходимо проводить одновременно с обучением её конкретным приемам коррекционной работы. В.В. Ткачева также рассматривает работу с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии. Она разработала методику психолого-педагогической помощи родителям, в которой выделяется два направления работы: педагогическое (воздействие средствами педагогики); психологическое (коррекция родительских установок, которая представлена индивидуальной и групповой формами). В.В. Ткачева высказывает мнение, что «достижение психокоррекционного эффекта осуществляется вследствие личного участия матери ребенка с ОВЗ в его образовательно-воспитательном процессе».

В научной литературе уделяется внимание семьям, имеющим аутичных детей (Е.Р. Баенская, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина). Рассматриваются основные проблемы воспитания, описываются способы обучения родителей методам коррекционной работы с аутичным ребенком. Е.Р. Баенская анализирует основные проблемы взаимодействия родителей с аутичным ребенком дошкольного возраста: трудности организации ребенка, обусловленные его быстрой истощаемостью; проблемы привлечения внимания; отсутствие постоянной реакции на обращение; особенности речевого и моторного развития; отсутствие подражания; слабость эмоциональной привязанности.

Е. К. Лютова предлагает конкретные приемы взаимодействия родителей с аутичным ребенком: семейное чтение, совместное рисование, создание семейных ритуалов. Г.Б. Монина рекомендует родителям первоочередные направления коррекционной работы. В научной литературе широко представлена работа с родителями, воспитывающими «проблемных» детей раннего и дошкольного возраста (Г.А. Мишина, Е.И. Морозова, Т.Н. Волковская). Так, Г.А Мишина рассматривает формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. Она предлагает следующие формы организации: консультативно-рекомендательную; лекционно-просветительскую; организацию «круглых столов», родительских конференций; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; подгрупповые занятия. Т.Н. Волковская считает индивидуальные формы воздействия, в частности, индивидуальное консультирование самыми продуктивными формами работы с семьями.

Среди форм индивидуального воздействия предлагаются следующие: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность.

Групповые формы работы представлены у Т.Н. Волковской семинарами-практикумами, которые способствуют овладению более широким кругом знаний по проблеме, а также необходимыми практическими навыками. Мать ребенка с ОВЗ и другими отклонениями в развитии обучается с помощью специалиста определенному набору специальных методических приемов, необходимых для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

Е.А. Екжанова рассматривает групповые и индивидуальные формы работы с родителями, имеющими детей с задержкой психического развития. Рекомендует регулярно проводить широко известные виды взаимодействия, как ежемесячные родительские собрания. «Эффективность их проведения напрямую зависит от уровня их подготовки, а также от важности и актуальности предлагаемой для обсуждения темы» – пишет Е.А. Екжанова».

Существенную помощь родителям оказывают индивидуальные консультации. Хорошо зарекомендовали себя, по мнению Е.А. Екжановой, такие активные формы работы с родителями, как семинары-практикумы, консультации, психологические тренинги.

Как показывает анализ литературных источников, наиболее часто используются следующие формы организации лечебно-коррекционного процесса: консультативно-рекомендательная; информационно-просветительская; практические занятия для родителей; организация «круглых столов», родительских конференций, семинаров, клубов, детских праздников и утренников; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; психотерапия и психокоррекционная арттерапия; подгрупповые занятия.

Как свидетельствуют авторы исследований и практика, наиболее широко используются консультативно-рекомендательная формы. В таких консультациях участвуют специалисты разных профилей, которые проводят первичное обследование ребенка и затем отслеживают динамику его развития. Психологическое консультирование – это основа, которая должна быть использована при организации любого консультирования. Повышение абилитационной компетентности родителей детей с ОВЗ будет способствовать успешности интегрированного образования и социализации ребенка с ОВЗ.

 

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.