Подготовка педагога детского сада к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Это означает признание особого более высокого статуса дошкольного образования в развитии ребенка. Теперь в детском саду будут работать педагоги. В связи с этим повышаются требования к дошкольному образованию, к профессиональным качествам педагогов ДОО. Внедрение ФГОС ДО в работу детского сада (ДОО) приводит к изменению и расширению функциональных обязанностей педагогов ДОО. Новый стандарт направлен на повышение социального статуса дошкольного образования. Государство гарантирует обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Кроме этого в скором времени планируется введение профессионального стандарта педагога ДОО. В этом документе прописаны профессиональные компетенции педагогов, которые отвечают требованиям Закона об образовании в РФ и ФГОС ДО. Постепенное формирование профессиональных педагогических компетенций у педагогов ДОО, прописанных в профессиональном стандарте, должны помочь всем педагогам ДОО в освоении образовательных программ в части образования детей с ОВЗ.
На сайте ФИРО в настоящее время представлен большой ряд примерных основных образовательных программ. Двум примерным основным образовательным программам дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой) и «ОткрытиЯ» (под ред. Е. Г. Юдиной) присвоены грифы УМО.
Одной из инновационных особенностей программы «От рождения до школы» является основательное рассмотрение инклюзивного, коррекционного образования детей с ОВЗ и с ООП при освоении образовательных областей программы в ДОО. В программе «От рождения до школы» выделен целый блок, который называется:«Коррекционная и инклюзивная педагогика». В этом разделе программы даны очень ценные рекомендации по организации и содержанию инклюзивного образования в ДОО. Рассматриваются формы и варианты получения образования для детей с ОВЗ. Показаны пути составления адаптированных образовательных программ, организации деятельности групп комбинированной направленности, алгоритм выявления индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.В других разделах коррекционного блока для педагога ДОО можно почерпнуть много полезной информации.
Стандарт разработан с учетом положений « Конвенции ООН о правах ребёнка». Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия каждого ребёнка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Сейчас ведущим принципом зачисления и образования в ДОО является диагностика развития детей, а не диагностика отбора детей как было раньше.
Кто относится к категории лиц ОВЗ?
К категории лиц с ОВЗ относится ребенок, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, т.е. физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), а эти недостатки препятствуют получению образования без создания специальных условий. К категории ОВЗ относятся дети, которые имеют различные отклонения в своем развитии. У детей с ОВЗ могут быть нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, нарушения интеллектуального развития, эмоционально-волевой сферы, комплексные и сложные нарушения развития. В зависимости от индивидуальных особенностей таких детей вытекают и их ООП – особые образовательные потребности. Необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО обосновывается «Конвенцией о правах ребенка», а также данными научных выводов о возможностях и эффективности развития ребенка с ОВЗ.
Наибольшая эффективность психолого-педагогического сопровождения и коррекционного воздействия при любых отклонениях развития детей достигается при раннем выявлении нарушений развития и своевременном медико-психолого–педагогическом воздействии. Под ранним выявлением нарушений подразумевается обследование детей в младенческий период, т.к. уже в этом возрасте детей можно и нужно проводить диагностическое скрининговое (предварительное, профилактическое) обследование, которое поможет выявить все отставания ребенка от онтогенеза.Инклюзивная система образования отвечает этим требованиям.
Вопросы зачисления детей с ОВЗ в ДОО решаются на заседаниях психолого-медико-педагогических комиссиях-ПМПК. В ДОО могут быть зачислены дети с разными проявлениями нарушений в развитии, т.е. дети с ОВЗ на условиях инклюзивного образования или на условиях интегрированного образования. Эти дети имеют особые образовательные потребности, а обычные приемы их обучения могут не давать положительных результатов. В связи с этим педагоги ДОО должны не только знать индивидуальные особенности детей, но и уметь создавать особые условия для освоения ими программы ДОО. Самым главным достижением для детей с ОВЗ будет в ходе освоения основных образовательных областей программы приобретение опыта коммуникации и социализации в среде здоровых сверстников. В работе педагог должен учитывать индивидуальные потребности всех детей, в том числе детей с ОВЗ разных категорий.
Согласно требованиям Стандарта ФГОС ДО ребёнка ценят, а не оценивают. По стандарту дошкольное образование выступает как институт социализации и индивидуализации для всех детей, в том числе и детей с ОВЗ. Возрастают в связи с организацией в ДОО инклюзивного образования и требования к работе педагогов детского сада с семьей, испытывающей трудности взаимодействия с ребенком с ООП. Стандарт направлен на обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Наиболее значима эта задача при образовании в ДОО детей с различными нарушениями развития. Педагоги ДОО должны знать и учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей с особенностями взаимодействия их с особым ребенком, оказывать психологическую поддержку семьи при реализации образовательной деятельности при освоении Программы.
Для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, осваивающими Программу ДОО совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение ООП – особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. С этой целью дети проходят комплексное психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК, где уточняется структура нарушения, готовятся по результатам обследования рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, определяется коррекционно-образовательный маршрут и планируется индивидуальный план.
Согласно рекомендациям ПМПК в ДОО разрабатываются адаптированные основные общеобразовательные индивидуальные программы. С учетом нового положения о ПМПК заключение, выдаваемое комиссией на ребенка с ОВЗ действительно в течение календарного года. Следовательно, дети с ОВЗ, зачисленные в ДОО и прошедшие обучение на основе адаптированных программ, на повторных ежегодных комиссиях могут либо получить направление для продолжения инклюзивного образования в ДОО, либо будет пересмотрен образовательный маршрут такого ребенка.
Для детей с ОВЗ со статусом инвалидности для их комплексного лечения и образования разрабатывается индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (ИПР). Этими вопросами занимаются отделы медико-социальной экспертизы.В настоящее время медико-социальные экспертизы работают в отдельности от ПМПК и из-за этого в ИПР детей – инвалидов недостаточно полно представлен раздел психолого-педагогического сопровождения. Недавно опубликован документ, регламентирующий совместную работу двух организаций: медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогической комиссии. После выработки механизма взаимодействия и внедрения в практику совместных обследований детей с ОВЗ появится возможность разработки более полного ИПР.
При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими программу ДОО, должна учитываться ИПР – индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.Таким образом, в сопровождающих документах детей, поступивших в группу ДОО на условиях инклюзивного образования, содержатся рекомендации, которые можно использовать для выработки адаптированной образовательной программы.
Для получения без дискриминации (без ущемления прав всех детей с ОВЗ) качественного образования детьми с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений, развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи. Используются специальные психолого-педагогические подходы, способствующие получению дошкольного образования, а также социальному развитию детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ОВЗ, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными, комплексными нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Инклюзивное образование организуется с целью обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. С этой целью разрабатывается адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. В основу адаптированной программы, которые будут разрабатываться в ДОО для детей с ОВЗ, должны закладываться рекомендации ПМПК, а для детей – инвалидов не только рекомендации медико-социальной экспертизы, но их совместные разработки с ПМПК.
В чем особенности и отличие инклюзивного образования от интегрированного?
Инклюзивное образование (инклюзия) это включение детей с ОВЗ в ДОО или школу, которое учитывает их особые потребности, способствует развитию и раскрытию их потенциальных возможностей. В случае инклюзивного образования вырабатывается адаптация общеобразовательной системы к потребностям ребенка. Ведущими принципами выступают положения, что все дети разные, все дети могут учиться, есть разные способности, нет необучаемых детей.
Интегрированное образование (интеграция) это вхождение детей с ОВЗ в ДОО или школу, где они получают образование в обычных условиях. При интеграции возможна адаптация ребенка к требованиям общеобразовательной системы. В этом случае общеобразовательная система остается неизменной. Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым.
В ряде исследований описываются преимущества инклюзивного образования. Они кратко заключаются в следующем. Постепенно меняется отношение общества к лицам с ОВЗ и инвалидам, воспитывается понимание проблем инвалидности, воспитывается у здоровых детей чувства отзывчивости, толерантности к особым детям. Для лиц с ОВЗ открывается возможность получить полноценное образование, адаптироваться в среде здоровых детей, подготовиться к интеграции и социализации в дальнейшем.
Дети с ОВЗ, которые получили полноценное дошкольное образование в условиях интеграции или инклюзии, имеют возможности успешно получать дальнейшее образование в школе, затем среднее профессиональное образование, некоторые имеют шансы получения высшего профессиональное образования – бакалавриат. Министерством образования и науки РФ разработана модель «Образовательная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья». По этой модели инклюзивное или интегрированное образование предусматривается по образовательной вертикали для детей и лиц с ОВЗ: дошкольные организации, образовательные организации специального и общего образования, образовательные организации системы среднего и высшего профессионального образования.
Таким образом, у дошкольника с ОВЗ появляется шанс открывать и развивать свои потенциальные возможности по восстановлению, компенсации нарушенных функций, по формированию средств коммуникации, по адаптации и подготовке к успешному инклюзивному образованию. Эти потенциальные возможности тем выше, чем младше возраст ребенка, с которого начинается психолого-педагогическое сопровождение не только ребенка с ОВЗ, но и поддержка семьи такого ребенка. Важно не пропустить период сензитивного, т.е. своевременного и благоприятного периода в формировании всех линий развития ребенка. Для ребенка с ОВЗ, его социализации в дальнейшем очень важен дошкольный период и полноценное и адекватное его особенностям инклюзивное образование.
Литература
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20мая 2015 г. № 2/15)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
- Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 г. Москва
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.
Вход в личный кабинет
Войдите на сайт для управления своим профилем и просмотра совершённых заказов.