Подготовка детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивному и интегрированному образованию
Основной задачей современной системы образования является создание благоприятных условий для раскрытия личности каждого ребенка, независимо от его стартовых возможностей, в том числе и ребенка с ОВЗ. Инклюзивная система образования отвечает этим требованиям.
Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в РФ разработаны и активно внедряются в практику психолого-педагогического сопровождения и образование детей с ОВЗ.
Реализация права на образование лиц с ОВЗ и инвалидов является одним из важных аспектов государственной политики в сфере образования.
В настоящее время очень активно разрабатывается для каждой категории детей с ОВЗ специальный федеральный государственный стандарт общего образования. Это новый этап инновационного развития Российской образовательной системы. Специальный федеральный государственный стандарт образования детей с ОВЗ решит следующие задачи:
- максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
- дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и возможностей освоения цензового уровня, от типа учреждения, где он получает образование;
- гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;
- обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи, и рекомендациям специалистов, предоставив семье диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта;
- обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ;
- эволюционно перейти от двух параллельных к единой национальной системе, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;
- обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое;
- создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.
Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с подписанием 24 сентября 2008 года РФ Конвенции о правах инвалидов. Ратификация её прошла в 2012 году. Нормативно-правовую базу в области образования детей с ОВЗ в РФ составляют документы нескольких уровней: международные, федеральные, правительственные, ведомственные, региональные.
Среди ее основных задач стоит «создание образовательной среды, которая обеспечит доступность и качество образования для всех детей-инвалидов» (статья № 24). Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, а также в концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Для решения проблемы лечения и образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов была разработана Правительством Москвы « Стратегия» – «Московские дети» на 2008 – 2017 годы. Постановление № 195-ПП от 25.03 2008. Целью проекта «Стратегия» является социализация детей с ОВЗ, обеспечив им условия для обучения в обычных ДОУ и школах, включение в образовательный процесс детей с ДЦП, находящихся на длительном лечении в больницах.
Подготовка к инклюзии и интеграции детей с ОВЗ должна начинаться в раннем возрасте. Это будет способствовать подготовке к включению детей с ОВЗ в коллектив при инклюзии или к вхождению их в коллектив при интеграции.
- С 2006 года в городе Москве открываются структурные подразделения при ДОУ для детей раннего возраста с ОВЗ или детей группы риска по ОВЗ:
- СРП – служба ранней помощи детям – от 2 месяцев до 4 лет;
- ЛЕКОТЕКИ для детей-инвалидов – от 2 месяцев до 7 лет;
- ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ – от 6 месяцев до 3 лет;
- КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ – от 1 года до 7 лет.4
Кроме того, действуют «группы кратковременного пребывания», «группы Особый ребенок» и «Интегративные группы ранней помощи».
В результате реализации «Стратегии» в Москве в 2010 году было создано 117 служб ранней помощи (СРП), которые посещают 1890 детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения ОВЗ и ДЦП, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Помощь семьям, где растут дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды и с ДЦП, осуществляется также в 125 лекотеках. Их посещают дети от 2х месяцев до 7 лет, которым из-за состояния здоровья или особенностей развития не подходят массовые группы детских садов. В лекотеках им оказывают психолого-педагогическую и медико-социальную помощь.
Вместе с тем, лекотеки, где оказывается профессиональное индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, с ДЦП и всей семьи, могут быть территориально недоступны из-за удаленности от места жительства ребенка-инвалида.
Деятельность всех структурных подразделений в городе Москве в рамках пилотного проекта оценена положительно и рекомендована к внедрению в других регионах.
Интегративные группы ранней помощи должны находить свое логическое продолжение в системе дошкольных учреждений. Система дошкольного воспитания наиболее подходит для реализации инклюзивного подхода так как: в большинстве детских садов создана хорошо подготовленная развивающая среда; различия в когнитивном развитии дошкольников с нормативным и отклоняющимся развитием не так критичны; игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями; дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии взрослых (воспитателей и родителей); большое количество досуговых мероприятий позволяет научить взаимодействовать самых разных детей и их семьи.
Интегративный подход сегодня осуществляется и в тех ДОУ, где работают изолированные группы компенсаторного типа: логопедические, для детей с нарушениями зрения, слуха, ДЦП, ортопедические, и интеллектуальными нарушениями – ЗПР. Возможна частичная интеграция, когда дети проводят совместно досуг, прогулки, праздники и т.п.
Начиная проводить раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и всей семьи. можно наиболее полно решить и задачи, стоящие перед инклюзивным или интегрированным образованием:
- Создание системы воспитания толерантных установок в сознании подрастающего поколения.
- Создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
- Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития в системе образования.
- Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
- Изменение общественного сознания по отношению к людям с ограниченными возможностями – ОВЗ.
Впервые предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в которых будут получать раннее дошкольное образование здоровые дети и дети с ОВЗ, в т. ч. дети – инвалиды.
Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении вариативных форм обучения для детей с ОВЗ.
Для ребенка с ОВЗ, который не может посещать инклюзивную группу в режиме полного дня предусмотрена система структурных подразделений (СРП, Лекотека, ЦИПР, КП, и другие). В этих структурных подразделениях родители посещают вместе с детьми групповые занятия. Расширяя запас педагогических компетенций. С каждым из детей проводят индивидуальные занятия психолог, логопед, дефектолог.
Группа развития «Особый ребенок» создана для детей с синдромом РДА. Главной целью группы является подготовка ребенка к посещению, в дальнейшем, инклюзивной группы, соответственно уровню возрастного развития.
Служба ранней помощи (СРП) организована для детей от 2 месяцев до 4 лет. В группы Лекотеки и Службы ранней помощи включены дети с синдромом Дауна, РДА, ЗПР ,ОНР 1 уровень, ДЦП, эмоциональной сферы. В Лекотеке проводятся индивидуальные и групповые занятия для детей от 2 месяцев до 7 лет с выраженными нарушениями в развитии.
В Консультативном пункте (КП), проводятся консультации специалистов. За консультацией может обратиться семья, воспитывающая ребенка с нарушениями в развитии или риском нарушения. В ходе консультации составляются первичные рекомендации по разработке индивидуальной программы развития, определяются направления дальнейшего обучения, частные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы.
Основной целью деятельности названных служб является подготовка детей с ОВЗ к посещению инклюзивной группы, в соответствии с возрастом или уровнем сформированности навыков и компетенций.
Каждая из служб ставит целью привлечение семьи в образовательное пространство. Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, мастер-классы или семинары, обучающие взаимодействию взрослого с ребенком с ОВЗ. Родители принимают участие в групповых и, в отдельных случаях, индивидуальных занятиях специалистов структурных подразделений.
Три чрезвычайно важных документа регламентируют обеспечение ранней диагностики и психолого-педагогического сопровождения, образования в условиях инклюзии (интеграции) детей с ОВЗ в раннем возрасте:
«Стратегия» – «Московские дети на 2008 – 2017 годы»; Постановление № 195-ПП от 25.03 2008.
«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от1 июня 2012 г. N 761;
Федеральный закон об образовании в РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Статья 79.
Реализация этих нормативных актов обеспечит базис для расширения практики инклюзивного и интегрированного образования детей с ОВЗ.
Кроме подготовки детей с ОВЗ к инклюзии или интеграции ранняя помощь всей семье еще и будет способствовать развитию ребенка, окажет поддержку семье и обеспечит выраженную положительную динамику в развитии ребенка с ОВЗ, «научит его учиться».
Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования и социальной защиты.
Раннее вмешательство базируется на использовании особенностей формирования мозга, его пластичности и компенсаторном потенциале.
Медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период бурного роста и развития мозга, который начинается у ребенка в двухмесячном возрасте, способствует профилактике ряда нарушений.
Развитие ребенка зависит от жизненного опыта, получаемого им в период младенчества и первых трех лет жизни, т.е. в сензитивные периоды.
Реализация системы поддержки детей младенческого и раннего возраста в мировой практике считается эффективной и рентабельной.
Таким образом, раннее психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ подготовит его к включению в образовательный процесс на условиях инклюзивного или интегрированного маршрута и в тоже время раннее вмешательство активизирует компенсаторный потенциал ребенка с ОВЗ.
Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.
Вход в личный кабинет
Войдите на сайт для управления своим профилем и просмотра совершённых заказов.