Организация и содержание образования детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ в ДОО

За последние годы возросло внимание к «особым детям». В официальных документах таких детей причисляют к категории детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) – это физический или психический недостаток, который подтверждается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в отношении ребенка.

Более подробная формулировка ОВЗ приводится в Законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16). «Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) – это любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры, или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ОВЗ может быть временным или постоянным».

Развитие ребенка зависит от жизненного опыта, получаемого им в период младенчества и первых трех лет жизни, т.е. в сенситивные периоды.

Реализация системы поддержки детей младенческого и раннего возраста в мировой практике считается эффективной и рентабельной.

Ранняя помощь детям с ОВЗ и семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, в развитых странах стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования и социальной защиты.

Интересные данные статистики мы почерпнули из статьи, опубликованной в журнале Современное Дошкольное Образование. Теория и Практика 2016года №2. Автором статьи является Пенн Хелен – Школа педагогических и общественных наук имени Касса, Университет Восточного Лондона (Лондон, Великобритания). Статья называется «Услуги по уходу за детьми в Европе». В статье Пенн Хелен приводятся данные исследования, которое было посвящено дошкольному воспитанию и образованию в разных странах. Исследование преследовало цель определения процентного соотношения частного сектора (т.е. негосударственных услуг, представленных как волонтерскими и некоммерческими, так и коммерческими организациями), и государственного сектора в сфере дошкольного воспитания и образования ряда европейских стран. Нам кажется важным из статистических данных, представленных в таблице № 1, показать процентное соотношение охвата дошкольным образованием детей раннего возраста (с рождения до трех лет) и дошкольного (с трех до 6 лет) в европейских странах. Предлагаем некоторые извлечения из этой таблицы.

Процент детей, посещающих дошкольные учреждения в странах Европы

                             0–3 лет      3–6лет

Австрия                   4%              71%

Бельгия                   40%            98%

Великобритания  33%            89%

Германия               18%            85%

Греция                    10%            61%

Дания                      73 %           96%

Ирландия              18 %           93%

Испания                 39 %           91%

Италия                   26 %           90%

Латвия                   16 %           60%

Нидерланды        45%            89%

Норвегия              34%            80%

Португалия         33 %           75%

Словакия              5 %             75 %

Финляндия          26%            77%

Чехия                    2 %             67%

Швеция               44%            92%

 

В статье Пенн Хелен указывается, что в большинстве стран Европы дошкольное образование является всеобщим и бесплатным, финансируется и предоставляется государством. Продолжительность пребывания детей в дошкольном учреждении в разных странах разная и может варьироваться от 12-15 часов в неделю до 28 часов в неделю.

В отношении образования и ухода за детьми младенческого и раннего возраста с рождения до трех лет приводится уточнение, что практически во всех странах Европы частный сектор занимает большую долю на рынке услуг детям до трех лет. К «частному сектору» Пенн Хелен относит негосударственные услуги, которые могут предоставляться волонтерскими, церковными, общественными и коммерческими организациями. Однако, подчеркивается, что во многих странах для частного сектора, обеспечивающего раннее дошкольное и общее дошкольное образование предусмотрены серьезные государственные дотации, субсидии и снижение бремени налогообложения. Вместе с тем, европейские государства предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке педагогических кадров. Государственное регулирование может касаться подготовки и переподготовки педагогических кадров, а также условий их труда, что служит дополнительным инструментом для контроля над качеством услуг.

Каково состояние образования детей младенческого и раннего возраста в РФ?

Обратимся к официальным документам. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) на период до 2012 года, охват детей раннего возраста дошкольным образованием в ДОО составлял в возрасте с 0 до 1,5 лет всего 1,5%, а от 1,5 до 3 лет этот процент был ниже 20%.

В течение последних лет Федеральная служба государственной статистики (Росстат) дает сводки только по охвату дошкольным образованием детей в возрасте с трех лет и старше – до шести лет.

Проблема младенческой и ранней помощи является очень актуальной, так как в последнее время большое число новорожденных имеют перинатальное поражение нервной системы и нуждаются в стимулирующем и коррекционном психолого-педагогическом воздействии.

В связи с этим Правительство Москвы и Департамент образования города Москвы своими приказами еще в 2006 году узаконил структурные подразделения государственных образовательных учреждений Службы ранней помощи.

Так Приказ № 497 от 10.08.2006 г. утверждал положение об организации деятельности «лекотеки» как структурного подразделения государственного образовательного учреждения. Целью создания «лекотек» было обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития. Лекотека являлась структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. Лекотеки открывались для детей, которые не могли посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждались в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Задачи «лекотеки»:

  1. реализация образовательной программы, разрабатываемой на основе особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников. Лекотекам предоставлялось право самостоятельно определять и реализовать коррекционные технологии,
  2. проведение психо-профилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;
  3. обучение родителей (законных представителей), специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
  4. проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;
  5. психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей);
  6. помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;
  7. подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка и другие.

Приказ № 817 от 15.12.2006 г. утверждал положение об организации деятельности «службы ранней помощи» как структурного подразделения при ГОУ. Служба ранней помощи создавалась для детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающих ГОУ. Целью деятельности службы ранней помощи является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

 Задачи «службы ранней помощи»:

  1. проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития или риском нарушения, их семей;
  2. оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития или риском нарушения, а также психолого-педагогической поддержки их семьям;
  3. осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития или риском нарушения;
  4. включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;
  5. определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Приказ № 202 от 12.04.2006 г. утверждает положение о «консультативном пункте» для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи. Консультативный пункт являлся самостоятельным структурным подразделением ГОУ, реализующим программу дошкольного образования. Консультативный пункт создавался для родителей и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательное учреждение. Целью деятельности консультативного пункта при ГОУ было обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Задачи «консультативного пункта»:

  1. оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям 1—6 лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
  2. оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
  3. оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
  4. проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
  5. обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

Приказ №498 от 10.08.2006 Об утверждении примерного положения о «центре игровой поддержки ребенка». Примерное положение регламентировало деятельность центров игровой поддержки ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Центры игровой поддержки осуществляли психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности. Целью создания центров игровой поддержки ребенка было развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Задачи «центра игровой поддержки ребенка:

  1. оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровойдеятельности;
  2. разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
  3. обучение родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений способам применения различных видов игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
  4. консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
  5. ознакомление родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений с современными видами игровых средств обучения.

В результате реализации Стратегии «Московские дети» на 2008 – 2017 годы» в Москве в 2010 году действовали 117 служб (СРП), которые посещали 1890 детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения ОВЗ и ДЦП, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Помощь семьям детей с ОВЗ, семьям детей-инвалидов осуществлялась в 125 лекотеках города Москвы. Их посещали дети-инвалиды от 2х месяцев до 7 лет, которым из-за состояния здоровья или особенностей развития не подходили массовые группы детских садов. В лекотеках им оказывали психолого-педагогическую и медико-социальную помощь.

В настоящее время регламентируют обеспечение младенческой и ранней диагностики и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в раннем возрасте следующие документы:

1.Стратегия – «Московские дети» на 2008 – 2017 годы от 25.03 2008 № 195-ПП;

  1. Указ Президента РФ о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 года от 01.06. 2012 N 761;

3.Федеральный Государственный закон об образовании в РФ от 29.12. 2012 N 273   ФЗ Статья 79.

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ГОС ДО) от 17.10. 2013 г. N 1155 г.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 20 мая 2015 года № 2/15.
  3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-маровой, М. А. Васильевой, 2014.
  4. Проект: «Внедрение модели повышения квалификации работников сферы образования в области распространения современных технологий успешной социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Министерство образования и науки. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, в рамках реализации задачи «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития».

 

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ, г.Москва.