Направления взаимодействия с семьей ребенка с нарушениями речи в ДОО

В решении проблемы преодоления речевых нарушений у ребенка определенную положительную роль играет сотрудничество педагогов и специалистов ДОО с семьей. Направления и формы взаимодействия с семьей ребенка с нарушениями речи можно подробнее изучить в работах Л. М. Крапивиной, Ю. В. Микляевой, Н. А. Гегелия, Г. А. Волковой, Т. Н. Волковской и других.

В этих публикациях описываются основные формы работы с родителями, используемые в специальных образовательных организациях. Также приводятся методические рекомендации, которые следует выполнять родителям в домашних условиях. Взаимодействие семьи воспитателя, педагогов и учителя-логопеда является необходимым условием поступательно и эффективного речевого развития ребенка. Наилучшие результаты получаются там, где все действуют согласованно.

Совместная работа всех участников педагогического процесса в ДОО при реализации адаптированных программ с каждым ребенком с ОВЗ, а дети с тяжелыми нарушениями речи относятся к категории ОВЗ, является неотъемлемой частью всего педагогического процесса. По требованиям ФГОС ДО и Профессионального Стандарта участниками педагогического процесса в ДОО должны стать и родители детей, испытывающие проблемы в развитии.

Совместная работа всех участников педагогического процесса в ДОО, включая и родителей детей с ОВЗ, может осуществляться в разных формах. Может быть спланирована: коллективная работа (лекционно-просветительская), групповые родительские собрания, анкетирование, наглядная форма работы в виде стендов и уголков в помощь родителям, индивидуальные консультации, «круглые столы», открытые занятия и логопедические утренники и другие. Однако вопрос о качестве взаимодействия определяется не только профессионализмом и желанием педагогов и узких специалистов, но и уровнем мотивации самих родителей к повышению своих психолого-педагогических знаний и желанием применять их для улучшения развития своего ребенка.

Выявлены разные уровни родительской мотивации. В зависимости от уровня родительской мотивации и определяется степень готовности родителей к сотрудничеству с ДОО в интересах своих детей. Так, выделяют несколько уровней родительской мотивации: высокий, средний и низкий уровни.

Родители с высоким уровнем мотивации адекватно воспринимают состояние ребенка, готовы к полноценному сотрудничеству с дошкольной образовательной организацией, проявляют инициативу в плане сотрудничества, прислушиваются к советам и рекомендациям специалистов и педагогов.

Родители со средним уровнем мотивации при адекватном восприятии проблем ребенка затрачивают минимальные усилия для оказания ему помощи, мотивируя свою пассивность недостатком времени.

Родители с низким уровнем мотивации демонстрируют или недопонимание в необходимости сотрудничества с ДОО, или отказ от сотрудничества вследствие устоявшейся собственной воспитательской позиции.

Родители нередко отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, не владея необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Здесь необходима планомерная просветительская работа с родителями, направленная на накопление знаний, приобретение умений взаимодействия с ребенком с ОВЗ коррекционного плана, что и должна взять на себя ДОО, осуществляющая инклюзивную практику.

Только при комплексном подходе и участии всей команд педагогов, психологов, родителей и возможно будет успешное освоение детьми адаптированных для них образовательных программ.

Для преодоления пассивности и инертности родительской мотивации просветительскую работу с родителями эффективнее проводить по следующим направлениям: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка. Для этого можно организовать индивидуальные и групповые консультации, беседы, лекции, тематические семинары и другие. Можно спланировать обучение конкретным приемам работы по преодолению определенных речевых недостатков у детей. Для этого можно провести обучающие занятия, открытые уроки, коррекционные занятия «логопед — ребенок — родитель». Полезным для использования в домашних условиях для родителей могут быть распечатки, печатная информация, сообщения на стендах, папки-передвижки, специально подготовленные материалы в виде «Журнал для родителей» или «Как научить ребенка правильной речи».

Очень часто недостаточная мотивационная активность родителей к коррекции речевых нарушений кроется малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей. Эти факторы свидетельствуют о необходимости обучения родителей и планировании совместной работы специалистов, педагогов, родителей на всех этапах коррекции. Поэтому очень важно в ДОО уделять большое внимание работе с родителями, а также налаживать «обратную связь» с ними, поскольку важно не только направлять родителей, но и прислушиваться к их мнению, координировать их работу.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей необходимо делать особый акцент на обучении практическим приемам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.

Существуют тяжелые нарушения речевого развития детей, которые формируются на основе органической патологии мозга или сложных функциональных отклонений. К таким нарушениям относится алалия, адизартрия, ринолалия и другие. В этих случаях коррекционная работа с профильными специалистами должна начинаться очень рано.

По мере роста и развития ребенка с тяжелой речевой патологией в семье возникают трудные ситуации, проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Вследствие этого конструктивная и динамическая помощь таким семьям на всех этапах жизни ребенка является необходимой.

Повышение уровня психолого-педагогической и коррекционной  компетенции родителей позволяет мобилизовать их потенциал, направленный на развитие детей с нарушениями речи. Это значительно повышает эффективность работы по развитию и коррекции речи и является залогом успешного освоения адаптированной программы ребенка в ДОО.

Литература

Альбом по развитию речи для самых маленьких / О. А. Новиковская. — М.; СПб., 2011.

Осипова И. И., Домнинская К. В. О системе социально-психологического сопровождения семьи // Логопед в детском саду. — 2007. — № 10 (25).

Рыскина В. Л. Особенности диалога взрослого и ребенка с нарушениями в развитии и некоторые методы работы с семьей // Логопед в детском саду. 2008. — № 2 (26).

 

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.