Группы особых образовательных потребностей детей с НОДА

Первая группа ООП. Общие особые образовательные потребности детей с двигательными нарушениями:

  • потребность в психолого-педагогическом сопровождении,
  • потребность в лечебно-восстановительной работе,
  • потребность в соблюдении ортопедического режима,
  • потребность в регулярном взаимодействии с семьями детей.

Вторая группа ООП. Частные особые образовательные потребности, характерные для определенных групп детей с НОДА и дифференцированные по трем уровням: минимальный, средний, максимальный.

К минимальному уровню были отнесены дети, имеющие особые образовательные потребности, для удовлетворения которых наряду с психолого-педагогическим сопровождением, лечебно-восстановительной работой, соблюдением ортопедического режима и регулярным взаимодействием с родителями необходима коррекционная работа с дефектологом, логопедом и психологом.

Как правило, это дети, имеющие легкие нарушения движения, полностью способные к самообслуживанию, без грубых сенсорных дефектов, имеющие близкое к нормативному психоречевое развитие. В когнитивной сфере у них может отмечаться парциальная недостаточность перцептивно-логического мышления, пространственных представлений, внимания, памяти и зрительно-моторной координации.

К среднему уровню отнесены дети, которым необходимы условия минимального уровня, а также создание доступной архитектурной среды. При этом следует отметить, что им требуется значительно больший объем коррекционной помощи, чем детям с минимальным уровнем специальных образовательных потребностей.

Для данной группы характерна выраженная внутригрупповая вариативность из-за различного сочетания двигательных, когнитивных и речевых нарушений. У некоторых детей отмечались преимущественно двигательные нарушения, у других речевые, а у большинства речевые и когнитивные. Это дети с легкими и средними проявлениями моторного дефицита, они не испытывают серьезных трудностей с самообслуживанием, не имеют грубых, препятствующих обучению сенсорных нарушений.

К максимальному уровню потребности в создании специальных условий были отнесены дети с тяжелыми двигательными ограничениями, которым требуется постоянная помощь сопровождающего для передвижения и самообслуживания.  Такие дети часто имеют грубые речевые и сенсорные нарушения, а также нарушения интеллектуального развития.

Для детей с максимальным уровнем необходимо создание специальных условий по всем категориям, а именно:

  • создание доступной архитектурной среды;
  • вспомогательные технические средства и постоянная помощь сопровождающего для передвижения и самообслуживания;
  • психолого-педагогическое сопровождение;
  • коррекционная работа с дефектологом, логопедом и психологом;
  • работа по формированию навыков самообслуживания;
  • лечебно-восстановительная работа;
  • соблюдение ортопедического режима;
  • регулярное взаимодействие с семьями воспитанников.

Исследование показало, что дети с НОДА независимо от причины и характера двигательных ограничений имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании специальных условий обучения и развития.

Полученные данные позволили спроектировать специальные образовательные условия, необходимые для различных групп детей с НОДА, в зависимости от особенностей их двигательного, речевого и интеллектуального развития.

Установлено, что пандусы, лифты и удобные проходы очень важны.  Но, несмотря на мнение родителей, что для ребенка с двигательными нарушениями самым главным является созданием безбарьерной архитектурной среды, они не являются главным условием успешной образовательной интеграции детей с НОДА.

Наиболее важной и востребованной среди специальных условий является коррекционная работа (занятия с дефектологом, логопедом психологом, и формирование навыков самообслуживания). Далее по степени важности следуют безбарьерная среда, помощь ассистента и вспомогательные технические средства для обучения и самообслуживания.

Таким образом, принимая решение о поступлении ребенка с двигательными нарушениями в образовательную организацию, необходимо тщательно проанализировать все возможные риски.

Вопрос об инклюзии детей с двигательными нарушениями должен решаться очень взвешенно и индивидуально, исходя из возможностей реализации особых потребностей ребенка в конкретной образовательной организации и его собственных ресурсов.

Список литературных источников

  1. Белявский, Б. В. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской федерации. / Особенности организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях переходного периода к введению СФГОС: материалы Международной научно–практической конференции. // под ред. Портье С.В.–М. –Челябинск: МБОУ ДПО УМЦ, 2015. – С.17-20.
  2. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Дефектология. – 2012. – №6. – С.17–24.
  3. Левченко, И.Ю. Интеграция дошкольников с нарушениями двигательного развития в образовательные организации. (Специальная психология.) / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 128 с.
  4. Лубовский, В.И. Особые образовательные потребности как условие успешного развития детей с ограниченными возможностями / В.И. Лубовский // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. – М., 2011. – Вып. 1. – С. 47–51.
  5. Немкова, С.А. Детский церебральный паралич: современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств /С.А. Немкова. – М.: ИД «Медпрактика–М»,2013, 440 с.
  6. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова [и др.]; под ред. Н.М.  Назаровой. —М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.

 Дополнительная литература:

  1. Абкович, А.Я. Некоторые особенности познавательного развития детей с церебральным параличом /А.Я. Абкович // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология».- 2015.-   № 4. – С. 114-122 .
  2. Абкович,А.Я. Изучение внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья /А.Я. Абкович // Специальное образование. –  2014. – № 4(36).  – С.5-11 .
  3. Архипова Е.Ф. Семья ребенка с нарушениями речи// Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Учебник). Под ред.В. В. Ткачевой. М.::«Издательский центр «Академия» -272с.
  4. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста (монография) Библиотека программы от рождения до школы. Коррекционная работа в ДОУ.М.: Мозаика-Синтез.2015.- с.247
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии”.
  6. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20мая 2015 г. № 2/15)
  7. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
  8. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15. “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”. Постановление от 10 июля 2015 года N 26.

 

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Абкович А. Я. – магистр специального (дефектологического)  образования, заведующий отделением абилитации, профессиональной и социальной реабилитации, ГАУ Реабилитационный центр “Текстильщики”,  Москва