Дети с нарушениями слуха

В настоящее время в родильных домах всем новорожденным детям проводят скрининг на пять генетических заболеваний и на глухоту. Нарушения слуха могут быть разной этиологии и возникать в любом возрасте.

Глухота – это полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой невозможно восприятие речи. Врождённая глухота может быть следствием неправильного внутриутробного развития плода и его слухового аппарата. Это может быть обусловлено влиянием наследственности, а также воздействием на развивающийся плод различных вредных факторов во время беременности.

Глухота может быть приобретённой. Она возникает в результате воспалительных процессов во внутреннем ухе и слуховом нерве. Вызвать глухоту могут также травмы, длительное воздействие сильного шума и вибраций. Нередко глухоту вызывают интоксикации некоторыми лекарственными веществами и промышленными ядами. Приобретенная глухота бывает ранняя и поздняя. Глухота приобретённая ранняя возникает у ребёнка в доречевом периоде или в самом начале формирования речи. Глухота приобретённая поздняя наступает после того, как речь уже сформировалась. Кроме глухоты выделяю тугоухость.

Тугоухость – это стойкое снижение слуха при заболеваниях среднего или внутреннего уха, длительном воздействии шума, возрастных изменениях. Выделяют еще и слабослышащих детей. Слабослышащие дети имеют частичную недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К этой группе относятся дети со снижением слуха от 15-20 дБ до 75 дБ.

Слабослышащие дети обладают слухом, который позволяет им на основе слухового восприятия речи окружающих накопить минимальный запас слов, но нарушенных по своему фонетическому оформлению. Есть еще категория детей, которые прошли операцию по вживлению кохлеарного импланта и нуждаются в длительном обучении по формированию слухового внимания и развитию речи.

Характеристика детей с нарушением слуха

У некоторых глухих детей есть возможность слышать у самого уха громкий голос. Они могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения они не понимают речь и у них не формируется собственная речь. Вследствие этого для глухих детей обязательным является использование специально подобранного слухового аппарата. Часть же детей уже прооперирована и они имеют кохлеарный имплант. Однако и эти дети нуждаются в длительном обучении, так как спонтанно речь у них не развивается. При использовании этих приспособлений глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь у детей самостоятельно не развивается, что обусловливает необходимость систематической коррекционно-развивающей работы по развитию всех сторон речи. Начинают с развития слухового восприятия, слухового внимания, развития пассивного словаря, развития фонематического слуха и затем переходят к развитию лексической, грамматической, синтаксической, фонетической сторон речи. С развитием речи детей начинает формироваться вербальное мышление, познавательная деятельность и развитие всех сторон личности ребенка. Детям с кохлеарным имплантом необходимы наблюдения сурдолога, занятия сурдопедагога и логопеда.

Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха: легкую, умеренную, значительную, тяжелую. В зависимости от степени снижения слуха зависят и трудности восприятия речи окружающих. Одни дети плохо различают шепотную речь, а другие плохо воспринимают речь разговорной громкости. Вопросы использования слабослышащими детьми слуховых аппаратов решают врач-сурдолог, а заниматься с ними должны сурдопедагог и логопед.

У слабослышащих детей может развиваться спонтанно речь, но с выраженными недочетами. Для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом. Состояние психического и речевого развития у детей с нарушениями слуха зависит от степени снижения слуха и времени возникновения этого нарушения. Важным также является своевременность медицинской коррекции слуха, наличие своевременной, квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи.

Посещение детьми с нарушениями слуха ДОО требует создания специальных условий, учитывающих состояние их речи и слухового восприятия.

 Литература:

  1. Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011
  2. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни.– М.: Прогресс, 1999
  3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду Практикум по работе со слабослышащими детьми.–М.: Учебная литература, 1997
  4. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни/ Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко.–М.: Полиграф Сервис, 2001.
  5. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн.для учителя и воспитателя/ Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Шматко/ Под ред. Л.П. Носковой.–М.: Просвещение, 1993.
  6. Карпова Г.А. Основы сурдопедагогики.– Екатеринбург: Калинина Г.П., 2008
  7. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи.–М.: Просвещение,1969
  8. Леонгард Э.И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. – М.: ООО «Полиграф сервис», 2002.
  9. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. – М.: Теревинф, 2009
  10. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие. – М.: Владос, 2001
  11. Леве Армин Развитие слуха у не слышащих детей. История, методы, возможности. – М.: Академия, 2003
  12. Янн Петер Антон Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука. Перевод Л. Родченко, Н. Назарова. – М.: Академия, 2003
  13. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. (Учебник для студентов ВУЗов) – М.: Владос
  14. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит..:Книга для воспитателей и родителей.–М.: Просвещение, 1995
  15. Зонтова О. В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации. Методические рекомендации. СПб, РГПУ им. Герцена, 2007
  16. Королева И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. СПб.: Каро, 2005.
  17. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). СПб.:-КАРО, 2009.
  18. Королева И. В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабидитация глухих детей и взрослых (Учебное пособие).-СПб., НИИ уха, горла, носа и речи, 2008..
  19. Королева И. В Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию. Сурдопедагогическое обследование и оценка перспективности использования кохлеарного импланта. 2-е изд.-СПб.:НИИ уха, горла, носа и речи, 2006.
  20. Королева И. В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возратса после кохлеарной имплантации. Учебное пособие. СПб, СПб.:НИИ уха, горла, носа и речи, 2008,
  21. Пудов В. И., Кузовков В. Е. Зонтова О. В. Кохлеарная имплантация в вопросах и ответах. СПб.:НИИ ЛОР 2009
  22. Зонтова О. В. Рабочие тетради по развитию слухового восприятия и методические рекомендации к ним (4 этапа).
  23. Жилинскене Е.М., Сагалова Ю.В., Гуленко А.В. Как мы были мамами глухих детей. – СПб.: Каро, 2008

 Библиотека для семьи ребенка с ОВЗ:

  1. Худенко Е.Д., Ткаченко В.С., Молчанова Л.Н., Золотцева Т.В. Основы правовой грамотности родителей, воспитывающих детей-инвалидов.– М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012.
  2. Баенская Е.Р., Громова О.Е., Коваленко Ю.Ю., Шматко Н.Д. и др. Как развивается ваш малыш?– М.: Просвещение, 2008
  3. Разенкова Ю.А. Мама+Папа=Я Ребенок от рождения до года.–М.: Школьная пресса, 2007
  4. Разенкова Ю.А., Андросова М.Н., Груничева С.И. Я хочу играть. Развивающие игры с платочком, зеркальцем, пирамидкой, кубиками. Пособие для родителей.– М.: Карапуз, 2012
  5. Разенкова Ю.А., Груничева С.И. Я играю в куклы. Пособие для родителей.– М.: Карапуз, 2012
  6. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ.учреждений высш.образования / [В.В. Ткачева, Е.Ф. Архипова, Г.А. Бутко и др.]; под ред. В.В. Ткачевой.–М.: Академия, 2014
  7. http://www.m-w-m.ru/ Железнов С., Железнова Е.С. Методика «Музыка с мамой». Раннее развитие ребенка.
  8. Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В., Поташова И.И., Шоркина Т.Д., Барышникова Д.И. Комплексная программа развития и социализации ребенка-инвалида в семье.– М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012
  9. Хазиева Р.К. 12 упражнений для детей и родителей для позитивного настроя.– СПб.: Литера, 2011
  10. Хамлих У., Хельтерсхинкен Д. Играем вместе: интегративные игровые процессы в обычном детском саду.– М.: Теревинф, 2008 (РБОО Центр лечебной педагогики)
  11. Селигман. М., Дарлинг М. Обычные семьи, особые дети.– М.: Теревинф, 2009
  12. Романушко М., Кротов В.Как быть вместе. Пути и принципы общения родителей с детьми.– М.: «Гео», 2011
  13. Левченко И. Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.– М.: Просвещение, 2008
  14. Зиннхуден Х. Как развивается ваш ребенок?.– М.: Теревинф, 2009
  15. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?.– М.: Изд-во Сфера, 2005
  16. Эрнст Й.Кипхард Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития от 0- 4 лет.–М.:Теревинф, 2012
  17. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир растений.–М.: Дрофа, 2008
  18. Вирджиния Сатир. Вы и ваша семья.– М.: Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований. Пер. с англ. Общ. ред. Кучкарова P.P., 2007
  19. http://www.rgbs.ru/ Российская государственная библиотека для слепых
  20. http://www.gaidarovka.ru/ Книги, помогающие жить. Для читателей всех возрастов.
  21. https://razvitkor.ru/ Аналитический научно-методический центр. Обучение родителей, воспитывающих особого ребенка
  22. https://vk.com/dcpkrug ДЦП Круг. Клуб родителей особых детей
  23. http://invasait.ru/ Портал для людей с ОВЗ
  24. http://www.ccp.org.ru/ Центр лечебной педагогики
  25. https://vk.com/sodejstvie Содействие. Центр помощи семьям детей с ОВЗ
  26. http://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/ Дверь в мир. Сайт для людей с ОВЗ. Льготы и права детей инвалидов
  27. http://www.defectolog.ru/ Дефектолог. Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своих детей
  28. http://therapynemo.com/ Дельфинотерапия
  29. http://invamama.ru/ Форум ребенок-инвалид. Общение мам особых детей
  30. http://www.gold-child.ru Благотворительный просветительский фонд содействия абилитации детей с особенностями развития «Вита»
  31. http://otsyideti.org.ru/ Санкт-Петербургский общественный фонд помощи детям с особенностями развития «Отцы и дети»
  32. .http://deti-kak-deti.org/books.html#z3 Книги об особых детях

 

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.