Как помочь ребенку со стертой дизартрией в детском саду

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Педагоги  детского сада, осуществляя адекватное психолого-педагогическое воздействие, формируют или корригируют сенсомоторный базис речи у таких детей. Аналогичные виды взаимодействия с ребенком должны проводить и заинтересованные родители, желающие не только улучшить качество произносительной стороны  речи  ребенка, но и предупредить школьную неуспеваемость.

Психолого-педагогическое воздействие в детском саду может осуществляться  психологами, воспитателями, другими педагогами ДОО, и родителями.

Психолого-педагогическое воздействие должно быть направлено на развитие сенсорных функций; уточнение пространственных представлений; формирование конструктивного праксиса; стереогноза, развитие высших корковых функций; формирование тонких дифференцированных движений рук; формирование познавательной деятельности; психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Ребенку предлагается послушать звуки за окном, во время прогулки на улице. Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеется? (Девочка). Ребенку предлагается послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из кухни. На столе перед ребенком располагают несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка, детское пианино, металлофон. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Ребенок самостоятельно извлекает звуки из предъявленных  игрушек, внимательно слушает, различает звуки. Затем ребенок отворачивается. Ребенку нужно только на слух без зрительной опоры определить, что звучит, указать на игрушку и назвать предмет.  Число предметов надо увеличивать постепенно. Перед ребенком выставляются различные предметы: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, керамическая кружка, деревянная шкатулка и другие. Взрослый карандашом несколько раз стучит по каждому предмету, пока ребенок не уловит характер звука. После этого ребенок отворачивается. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний: о металл и о дерево, потом добавляются другие варианты звучания. Затем ребенок поворачивается и указывает, какой предмет звучал. Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, бумага. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. Ребенок повторяет движения и внимательно слушает. После этого ребенок отворачивается. Взрослый повторяет действия. Ребенок называет, какое действие совершает взрослый. Перед ребенком стоят на подносе различные по форме, размеру стеклянные бокалы, до середины наполненные водой. Взрослый берет палочку и ударяет по краю бокалов. Ребенок повторяет действия и слушает, как звенят бокалы с водой. Ребенок может экспериментировать, отливая и доливая воду. Он обнаруживает, что количество воды влияет на звон. Ребенок совместно с  взрослым заполняет одинаковые и непрозрачные коробочки, например, пустые контейнеры от Киндер-сюрпризов сыпучими предметами: семечками, фасолью, солью, горохом и другими. Ребенку предлагается послушать и запомнить звучание каждого наполнителя. Ребенок должен дифференцировать коробочки по характеру шума. Это самодельное пособие из системы Марии Монтессори – Шумовые цилиндры.

Другой  прием. Взрослый отхлопывает, отстукивает в бубен, проигрывает на металлофоне определенный ритмический рисунок (ритм). Ребенок прислушивается. Ему предлагается попробовать повторить. Ритмические рисунки  предлагаются, начиная с простых ритмов, а  далее в порядке усложнения. Например,  один длинный – пауза – три коротких и другие.  Взрослый ударяет палочкой по клавишам металлофона, рождается короткая мелодия. Ребенок слушает. Взрослый передает ему молоточек и предлагает повторить или  сочинить свою музыку. Ребенок может проявить свою изобретательность, ритмические и творческие способности. Ребенку предлагаются картинки, где названия некоторых предметов имеют схожее звучание. Взрослый называет их и просит ребенка показать на картинке. Например,  покажи, где усы- уши? Где коза- коса? Где Лиза-лиса? Где  ветка-клетка?  Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит? Михайло Иванович – низкий голос; Настасья Петровна – голос средней высоты или Мишутка – высокий голос. Педагог предлагает одни и те же реплики: Кто сидел на моем стуле? Кто ел из моей чашки? Кто спал в моей постели ? Кто же был в нашем доме? Педагог произносит в разнобой  различным голосом по высоте  вопросы. Если ребенок затрудняется назвать персонаж, то взрослый предлагает ему показать соответствующее изображение на картинке. Когда ребенок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом,  меняющимся по высоте. Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект. Педагог воспроизводит  звукоподражания  различным по силе голосом (громко, тихо). Затем просят  детей  произнести громко или тихо как  лает собака, мычит корова, кошка мяукает и т.п.  Взрослый произносит один и тот же звук с изменение его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец. А – плачет, кричит девочка; А – поет певица; А – качаем малыша.

РАЗВИТИЕ    ПРОСТРАНСТВЕННЫХ    ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Взрослый  может читать любую «потешку», предполагающую  сопровождение  текста соответствующими движениями. Например,   водичка – водичка, умой мое личико, умой глазки, умой ротик, умой носик, умой ушки!  Ребенок должен  совершать  воображаемые действия  руками. При наличии двигательных затруднений взрослый помогает ребенку  в выполнении соответствующего действия. Далее можно давать  задания на расширение пространственных представлений.

Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят: «Посмотри на себя, потрогай свои глаза, лоб, нос, колено…». Те же упражнения проводятся на кукле, потом на картинке или на фотографии, затем на рисунке. Можно предложить  упражнения с мячом, флажком и другими предметами, каждый раз называя свои действия: «Мяч вверх, мяч вниз» и т. д. Ребенок должен  копировать движения. Затем ребенок  может выполнять упражнения по словесной инструкции. По инструкции взрослого ребенок  должен класть игрушки в коробочку, на коробочку, под коробочку, около коробочки, между коробочкой и каким-либо еще предметом, подержать над коробочкой. У ребенка далее спрашивают по картинке: « Кто под деревом? Кто на дереве? Кто рядом с деревом?» и т.д.  Ребенка просят выполнить ряд действий: «Сядь на стул». «Встань рядом со столом». «Залезь под стол». «Встань между стулом и  столом» и т.д.  На прогулке  можно просить ребенка показывать различные предметы с использованием предлогов в, на, под, из, между, около, над.

РАЗВИТИЕ  КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА.

Используют строительный материал из конструктора. Предлагают  ребенку по образцу выполнить, например,  скамейку из двух кубиков и планки, учитывая цвета и форму образца. Ворота из двух кирпичиков и планки. Целью является не только учить детей ставить кирпичики вертикально и накладывать на них сверху осторожно планку, но и  понимать, что это ворота. Играть с ними, используя дополнительные игрушки. Например, автомобиль проезжает в ворота и едет дальше вместе с другими автомобилями. Кроме этого еще решается задача развития тонкой моторики рук. Другой постройкой  может быть заборчик из кирпичиков или планок разного цвета. Целью будет учить приставлять друг к другу вертикально поставленные кирпичики, учитывая чередующиеся цвета по образцу.  Аналогично предлагают по образцу  построить диванчик из трех кирпичиков, кроватку из трех кирпичиков, стол и  стул, диван и стол, кровать и стул, лесенку из кубиков или кирпичиков, домик из четырех кирпичиков и трехгранной призмы.

Целью этих действий является демонстрация того, что пространственные отношения между предметами могут изменяться: предмет, который был наверху, может оказаться внизу, внутри предмета и наоборот.  Продолжают совершенствование пространственных представлений развитием ориентировки в ближайшем пространстве. Учат узнавать и уточнять значение слов «далеко», «близко». Одну игрушку кладут рядом с ребенком, другую – так, чтобы он ее не достал. Взрослый просит достать их, не сходя с места. Ближнюю игрушку ребенок берет, а дальнюю не может – она «далеко». Затем взрослый придвигает игрушку к ребенку и говорит: «Теперь игрушка близко, и ты можешь ее взять». То же самое можно делать за столом: тарелка близко, а ложка далеко и т.д. Самой интересной игрой в плане формирования пространственных представлений является игра «Прятки». Целью является  сосредоточение  внимания ребенка на взаимном расположении предметов, находящихся «за» и «перед».При этом объясняют и показывают, что если меньший предмет находится за большим, то его не видно. Для упражнения необходимы игрушки разных размеров. Игрушки  «грают в прятки». Меньшую игрушку прячут за большую игрушку.  Обращают внимание ребенка на то, что меньшая игрушка спряталась за большую. Объясняют, что эта игрушка маленькая,  поэтому ее не видно.   Большая  игрушка закрывает  маленькую, так как  стоит перед ней. Более сложными заданиями для ребенка могут быть ориентировка в пространстве  комнаты, участка, квартиры. Например, взрослый берет игрушку и говорит ребенку, что спрячет ее, а потом вместе будут искать.  Вместе обходят комнату, обсуждая все, что видят: «Вот стол, за которым мы рисуем. Вот полка, здесь можно спрятать нашу игрушку». Потом ребенка отвлекают игрой. Через некоторое время предлагают поискать игрушку. Когда игрушка найдена, фиксируется результат: «Игрушка была на полке». Обходя комнату, взрослый называет направление, в котором двигается: «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмотрю наверх – наверху нет. Посмотрю вниз – внизу нет» и т.д.

Кроме того предлагают разрезные картинки, что всем детям нравиться, если у них получается правильно сложить. Складывание разрезной картинки из двух частей. Берут любую картинку размером не меньше чем 10 х 10 см, разрезают ее пополам, показывают ребенку, как надо складывать. Затем он делает это самостоятельно. Постепенно количество частей в разрезной картинке увеличивают. Меняют характер линий разрезов: волнистый, зигзагообразный,  разрезы по принципу элементов в пазлах,  рваный  край фрагментов. Интересным  и трудоемким является выкладывание различных фигур из веревки на столе. Для этого используют отрезок веревки или толстой шерстяной толстой нитки длиной 15-20 см.

Показывают ребенку, как из веревки можно выложить на столе разные изображения.  Например, выкладывают  круг, мяч или солнце.  Можно выложить квадрат, окошко. Если постараться и выложить волнистую линию, то получатся волны.

Существует методика «ниткографии». Используют  для «ниткографии»  шершавую бумагу или ворсистую ткань по размеру А-4. Подготавливают шерстяные нитки  разных цветов и длины. По образцам выкладывают  из ниток на бумаге или ткани сначала простые, а затем уже более сложные  рисунки. Готовую работу  аккуратно помещают в файл, где постепенно собираются поделки ребенка. Это портфолио творческих работ ребенка,  в котором постепенно собираются его работы, и в которых отражается эффективность работы по формированию тонкой моторики, по формированию пространственных представлений, по развитию  конструктивного праксиса.

Не менее важным и полезным будет игра «Найди: где чья тень?» Берут несколько цветных картинок с изображением знакомых ребенку предметов: мяч, пирамида, домик, кукла и т.д. Также подбирают   идентичные картинки, но  закрашенные черным или серым  цветом. Это копии цветных картинок похожие на тени предметов. Ребенку предлагается положить цветные изображения на черные – «найти тень».

РАЗВИТИЕ  ТОНКОЙ  МОТОРИКИ  РУК.

Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития тонкой  моторики рук, которая оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.  Пальцевая гимнастика полезна всем детям, особенно она показана детям с речевыми нарушениями.

Вот одни из самых простых пальцевых движений.

Упражнение 1. Ручки на столе лежат. И пока что тихо спят. А теперь одна проснулась.  И тихонько потянулась.

 Левой и правой рукой. Ладони прижаты к столу. На 3-й строчке пальцы напрягаются и поднимаются,  а ладонь остается на столе.

Упражнение 2. Солнышко пригревало. Червячки выползали .Солнышко спряталось .Червячки уползали.

Левой и правой рукой. Ладони в кулаке, пальцами вниз. На 1-й и 2-й строчках пальцы по столу «выползают» из кулака. Ладонь с прямыми пальцами прижата к столу. На 3-й и 4-й строчках пальцы собираются в кулак. Кулаки  прижаты  к столу.

Упражнение 3.«Детки».Раз дватри четыре пять! Будем пальчики считать. Крепкие, дружные ,Все такие нужные.

Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Упражнение 4.«Пальчики».Раз – два – три – четыре пять. Вышли пальчики гулять.Раз – два – три – четыре – пять.В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Упражнение 5.«Пальчики здороваются». Я здороваюсь везде. Дома и на улице. Даже «здравствуй!» говорю. Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Упражнение 6. «Зайчик – колечко». Прыгнул заинька с крыльца. И в траве нашел колечко. А колечко непросто. Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: а) пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

Вот одни из самых простых пальцевых  игр.

Игра 1. «Посыпаем дорожки».Предлагают ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Следует ограничить ее чем-либо, например, полосками бумаги. Посыпать надо тремя пальцами, сложив их «щепоткой», не выходя за края дорожки. Целью является  развитие моторики трех пальцев, которые будут держать ручку, карандаш.

Игра 2. «Собираем грибы в лесу». Раскладывают по полу крупные разноцветные пуговицы одинакового диаметра 2-3 см. Предлагают ребенку собрать все «грибы-пуговицы на полянке». Показывают, как брать их тремя пальцами правой руки. Собранные «грибы-пуговицы» надо класть в корзинку. Необходимо проследить, чтобы ребенок собрал все «грибы-пуговицы». Эта игра способствует развитию не только тонкой моторики  пальцев рук, но и улучшает внимание, приучает к аккуратности. Рекомендуется эту игру  выполнять  поочередно правой и левой рукой.

Игра 3. «Выловим из воды». Наливают в миску воды и бросают несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточки и т.д. Предлагают ребенку с помощью ложки  выловить все предметы и сложить их в тарелку, стоящую справа от миски. Следят за тем, чтобы ребенок  правильно держал ложку.

Игра 4. «Разложи  по порядку». Высыпают в миску бусинки  или  пуговицы двух-четырех цветов. Примерно по 5-7 бусинок каждого цвета. Просят  ребенка разложить бусинки в зависимости от цвета в разные тарелки.

Перекладывать бусинки надо по одной, беря  их тремя пальцами. Обязательно доводят работу до конца. Этот навык очень важен, поэтому на первых порах берут меньше бусинок и большего размера.

Вот одни из самых простых  заданий по подготовке руки к письму.

Предлагают рисовать вертикальные линии. Ребенок с помощью взрослых рисует карандашом или фломастером, рука ребенка должна выполнять движется сверху вниз. При рисовании горизонтальных линий, штриховки  рука  ребенка должна двигаться слева направо. Можно  предложить рисовать на подносе с манкой вертикальные, горизонтальные линии. Широко известны приемы рисования ладошкой,  пальцем,  пробочкой, веревочкой, кисточкой и красками  и  другие. Предлагают  детям рисование по контуру, по точкам, графические диктанты и многие другие задания, направленные на тренировку моторных функций рук.

Вот одни из самых простых  игр по развитию дифференцированных движений пальцев рук.  Шнуровка и  нанизывание фигурок на шнурок, готовых  мелких бусин или  различных геометрических форм и расцветок. Тренировка по застегиванию и растегиванию пуговиц, крючков, молний; завод механической игрушки ключом. Игры с конструктором, кубиками, мозаикой. Складывание матрешек. Творческие работы с помощью прищепок.

Складывание пазлов и многие другие  полезные и интересные игры.

РАЗВИТИЕ СТЕРЕОГНОЗА.

Стереогноз – это умение наощупь без зрительного контроля определять предметы по форме, величине, материалу изготовления  различных предметов. Это функция коры головного мозга. Для развития стереогноза можно использовать игру «Чудесный мешочек». Собирают  четыре варианта «Чудесного мешочка». Первый вариант: подбирают 3-5 шариков разной величины. Второй вариант: подбирают 3-5 разных геометрических фигур примерно одинаковой размера, например, куб, прямоугольник, шарик,  призма, овал. Третий вариант: подбирают 3-5 кубиков одинакового размера, но разного материала. Например,  из дерева, картона,  металла, стекла,  пластика. Четвертый вариант: подбирают лоскутки разной ткани, но  одинакового размера.  После предварительного ознакомления с содержанием  «Чудесных мешочков» предлагают ребенку  достать из мешочка  заданную (показанную) фигурку или лоскуток ткани. При этом ребенок внутри мешочка нащупывает  нужную фигурку или лоскуток без зрительного контроля.

В данной статье мы не ставили цели дать исчерпывающий список всех мероприятий в плане психолого-педагогической  помощи детям со стертой дизартрией. Целью было показать многообразие  приемов формирования сенсомоторного базиса речи  при  комплексной  коррекции  стертой дизартрии.

 

Список литературы

Архипова Е.Ф.Логопедическая помощь детям  раннего возраста. М.2015

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. С-Пб.2001

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков  и звукозвукового анализа С-пб1998

ТригерР,Д.,Владимирова,Мещерякова Т.А. Я учусь писать М.1994

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н.Новгород,1995

 

 

2 Comments

  1. Галина

    Спасибо за материал, очень исчерпывающий и доступный для педагогов общеразвивающих возрастных групп ДОУ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*