Программа «От рождения до школы» о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

С первого января 2014 года вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – ФГОС ДО. В 2007 году ЮНЕСКО был опубликован Всемирный доклад по мониторингу «Программы ЮНЕСКО „Образование для всех” (ОДВ)». В докладе ЮНЕСКО большое внимание уделялось дошкольному образованию «для всех», том числе и для детей с ОВЗ. Необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ обосновывается и «Конвенцией о правах ребенка», а также данными научных выводов о возможностях и эффективности развития ребенка с ОВЗ.

Ключевым принципом ФГОС ДО является поддержка разнообразия ребёнка и переход от диагностики отбора к диагностике развития. ФГОС ДО разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской          Федерации, Законодательства Российской       Федерации. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – впервые в российской истории разработан в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 сентября 2013 году. Новый стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования. Кроме того, стандарт является основой для формирования содержания профессионального и дополнительного профессионального образования педагогических работников и проведения их аттестации.

В стандарте учитываются возможности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации, а также учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является «Основой» для оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением  промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Это и признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка. Это и повышение требований к дошкольному образованию. Девизом стандарта является положение о том, что ребёнка ценят, а не оценивают! Детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе.

Образование выступает как институт социализации и индивидуализации и

не сводится к сфере услуг. Центральной дидактической технологией ФГОС ДО становится развивающее взаимодействие ребёнка с взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. В ФГОС ДО закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры».

В стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ОВЗ.

Принципами дошкольного образования являются: полноценное проживание всех этапов         детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования); сотрудничество детей и взрослых; сотрудничество Организации с семьей.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  1. Повышение социального статуса дошкольного образования;
  2. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение задач:

  1. Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  2. Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе с ОВЗ);
  3. Обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

При организации инклюзивного образования, при включении в группу детей с ОВЗ к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие квалификацию для работы с детьми с ОВЗ. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой инклюзивной Группы. При включении в Группу иных категорий детей, имеющих ОВЗ, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

В мае 2014 года вышла новая программа «От рождения до школы». Эта Программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных организаций. Новая Программа подготовлена с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. В Программе «От рождения до школы» отражены инновационные разработки, выполненные в рамках совместного пилотного проекта Правительства Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». Новая Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО. Коррекционный блок новой Программы написан доктором педагогических наук Жигоревой М.В и помогает всем участникам педагогического процесса лучше понять особенности образования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОО.

Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.

Одной из таких Программ и является примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», выполненная под научной редакцией Н. Е.Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой.

Самостоятельно составленная Программа ДОО будет состоять из обязательной части и части, формируемой в ДОО. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; а части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Организация может разрабатывать и реализовывать в группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе: групп       кратковременного, полного, продленного дня, круглосуточного пребывания. Могут быть группы детей разного возраста от 2 месяцев       до 8 лет, в том числе разновозрастных групп.

Согласно стандарту, содержание программы ДОО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по образовательным областям:

  1. Социально-коммуникативное развитие;
  2. Познавательное развитие;
  3. Речевое развитие;
  4. Художественно-эстетическое развитие;
  5. Физическое развитие.

Содержание программы ДОО также должно отражать следующие аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

При работе в группах для детей с ОВЗ в ДОО могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с детьми с ОВЗ, в том числе ассистентов – тьюторов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой группы для детей с ОВЗ.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ОВЗ. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей; использование специальных образовательных программ и методов; специальных методических пособий и дидактических материалов; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Инклюзивное образование должны быть направлены на:

  1. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  2. Освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
  3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка с ОВЗ и учитывающего социальную ситуацию его развития. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ОВЗ, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными-комплексными нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Для получения качественного образования детьми с ОВЗ должны быть созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений, развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи. Должны использоваться специальные психолого-педагогические подходы, способствующие получению дошкольного образования, а также социальному развитию детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

В новом стандарте определяются условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: обеспечение эмоционального благополучия, поддержка индивидуальности и инициативы детей, установление правил взаимодействия, построение вариативного развивающего образования, взаимодействие с родителями.

Для реализации Программы должны быть созданы условия: профессионального развития педагогических и руководящих работников, их дополнительного профессионального образования; консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы.

Для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться ИПР – индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

 

Г. МОСКВА – Архипова  Елена Филипповна, доктор педагогических наук, профессор.