Преодоление нарушений письма у учащихся начальных классов.
Архипова Е. Ф. – профессор кафедры МГГУ им. Шолохова М. А.
Процесс письма это сложная, осознанная форма речевой деятельности.
Первой из специальных операций, входящих в состав процесса письма, является анализ звукового состава слова. За звуковым анализом следует переведение выделенной фонемы в графическую схему. Третьим моментом в процессе письма является превращение подлежащих написанию оптических знаков — букв — в нужные графические начертания.
Дисграфия у детей это специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые чаще всего сопутствуют недоразвитию устной речи, но могут возникнуть и проявляться самостоятельно.
В процессах письма принимают участие различные анализаторы: слуховой, зрительный и двигательный. Нарушение любого из анализаторов создает отклонение в нормальном протекании письма.
В процессе письма звуковой состав записываемого слова нуждается в уточнении. Это уточнение осуществляется при помощи проговаривания записываемого слова. Ученик начальной школы проговаривает слова сначала вслух, а затем вполголоса, шепотом и, наконец, скрытым внутренним голосом.
Ошибки в письме закономерно связаны с дефектами произношения. Однако встречаются специфические ошибки, связанные с редуцированным артикулированием гласных и с нечеткой артикуляцией согласных звуков.
Причиной артикуляторно-акустической дисграфии является нечеткое артикулирование звуков речи, несформированность кинестетических образов звуков, вследствие этого при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.
Предлагаемая инновационная система предупреждения и преодоления нарушений письма, связанных с неточным артикулированием звуков в речи, направлена на уточнение артикулирования гласных и согласных звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции.
Необходимо начинать работу по уточнению произношения гласных, так как на их базе легче координировать работу всех частей артикуляционного аппарата и именно гласные дают лучшую разборчивость речи. При утрированном произнесении гласных звуков в определенной последовательности, рекомендуется поочередно осуществлять прижатие подушечек пальцев обеих рук к ипликатору Кузнецова.
Утрированное произнесение гласных звуков (АОУИЫЭ) сочетается с одновременным прижимом к ипликатору Кузнецова:
А – Большой палец; О – Средний палец; У – Указательный палец; И – Безымянный палец; Ы – Мизинец; Э – Вся ладонь.
Вводят зрительные опоры — символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.
При включении стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным четким произнесением гласных звуков.
Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков.
Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности ипликатора Кузнецова можно переходить к уточнению артикуляции согласных звуков.
Предлагаем 11 модулей (11 вариантов звукосочетаний) для уточнения артикуляции любого согласного и гласного звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции (ипликатор Кузнецова).
I модуль. Отдельное произнесение: С…Г (С — согласный, Г — гласный). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: «С—А, С—О, С—У, С—И, С— Ы, С— Э ». Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука.
II модуль. СГ слитно.
Слитно и утрированно произносится согласный звук в сочетании с гласными «СА, СО, СУ, СИ, СЫ, СЭ».
III модуль. Г…С. Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся «А – С, О – С, У – С, И – С, Ы – С, Э – С».
IV модуль. ГС слитно. Слитно и утрированно произносится гласный звук с согласным звуком.
V модуль. ГСГ (интервокальная позиция). Утрированно артикулируются гласные и согласный звук. Внимание обращают на переключения артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный.
VI модуль СГСN. СN — согласный звук, который в речи ребенка произносится четко. Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога СГСN, среди которых могут быть и слова, например, СОМ, СОН, СУК и др.
VII модуль. СNГС. Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога СN ГС.
VIII модуль. ССNГ. Слог со стечением согласных.
Одновременно с четким произнесением двух первых согласных звуков проводят нажимы пальцами на ипликатор на гласные звуки.
IX модуль. СNСГ. Начинают отрабатывать слоги конструкции СNСГ в замедленном темпе.
Модуль X. ГСNС. Подключают пальцевые движения на ипликаторе.
Модуль XI. ГССN. Четко артикулируют все звуки, входящие в структуру звукосочетания ГССN. Используемые символы гласных призваны напоминать ребенку об утрированной артикуляции гласных.
Дифференциация оппозиционных звуков проводится по тем же модулям.
Такого плана тренировки органов артикуляции на переключение с одной артикуляции на последующую, создают прочные кинестетические и проприоцептивные ощущения. Формируется стереотип новых четких артикулем. Такого плана тренинг способствует предупреждению и преодолению дисграфических ошибок на письме у детей с вялой и нечеткой артикуляцией звуков. Это касается дисграфии, в основе которой лежит несформированность кинестетических образов звуков.
Редуцированное произнесение гласных, нечеткое, смазанное – согласных звуков отражается на письме в виде пропусков, замен гласных звуков и согласных при их стечении. Это один из специфических видов дисграфических ошибок у детей. Предлагаемая система упражнений, предусматривающая утрированную артикуляцию гласных и согласных звуков, способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев обеих рук по ипликатору подкрепляют моторные образы звуков.
Таким образом формируются связи фонемы, артикулемы, графемы и кинемы, что способствует преодолению артикуляторно-акустической дисграфии.
Вход в личный кабинет
Войдите на сайт для управления своим профилем и просмотра совершённых заказов.