Предупреждение и преодоление артикуляторно-акустической дисграфии.
Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.
Процесс письма это сложная, осознанная речевая деятельность.
Первой из специальных операций, входящих в состав процесса письма, является анализ звукового состава слова. За звуковым анализом следует переведение фонемы в графическую схему. Третьим моментом в процессе письма является превращение подлежащих написанию оптических знаков — букв — в нужные графические начертания.
Дисграфия у детей это специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые чаще всего сопутствуют стертой дизартрии и недоразвитию устной речи, но могут возникнуть и проявляться самостоятельно.
В процессе письма принимают участие различные анализаторы: слуховой, зрительный и двигательный. Нарушение любого из анализаторов создает отклонение в нормальном протекании процесса письма.
В процессе письма звуковой состав записываемого слова нуждается в уточнении. Это уточнение осуществляется при помощи проговаривания записываемого слова. Ученик начальной школы проговаривает слова сначала вслух, а затем вполголоса, шепотом и, наконец, скрытым внутренним голосом.
Ошибки в письме закономерно связаны с дефектами произношения. Однако встречаются специфические ошибки, связанные с редуцированным (свернутым, кратким) артикулированием гласных и с нечеткой артикуляцией согласных звуков. Такое произношение характерно для стертой дизартрии.
Причиной артикуляторно-акустической дисграфии является вялое и нечеткое артикулирование звуков речи, несформированность кинестетических образов звуков, вследствие этого при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.
Автором предлагается инновационная система предупреждения и преодоления нарушений письма. В основе которых лежит неточное и вялое артикулирование звуков. Эта система тренинга направлена на уточнение артикулирования гласных и согласных звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции, модулей и биоэнергопластики.
Необходимо начинать работу по уточнению произношения гласных, так как на их основе легче координировать работу всех частей артикуляционного аппарата. Именно гласные дают лучшую разборчивость речи. При утрированном произнесении гласных звуков в определенной последовательности, рекомендуется поочередно осуществлять прижатие подушечек пальцев обеих рук к колючему коврику-тренажёру.
Утрированное произнесение гласных звуков (А-О-У-И-Ы-Э) сочетается с одновременным прижимом пальцев к колючему коврику-тренажеру:
А – Большой палец; О – Средний палец; У – Указательный палец; И – Безымянный палец; Ы – Мизинец; Э – Вся ладонь.
Вводят зрительные опоры — символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.
При включении стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к тренажеру, имеющему поверхность «колючей травки» с одновременным четким произнесением гласных звуков в разной последовательности.
Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких афферентаций в кору головного мозга, где проходит анализ этих кинестезий. Движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков.
Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к тренажеру можно переходить к уточнению артикуляции согласных звуков.
Предлагаем 11 модулей (11 вариантов звукосочетаний) для уточнения артикуляции любого согласного и гласного звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции и биоэнергопластики.
I модуль. «С…Г» Отдельное произнесение:, где С — любой согласный, а Г — гласный. Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся любой согласный и гласный: «С—А, С—О, С—У, С—И, С— Ы, С— Э ». Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука.
II модуль. «СГ» Слитное произнесение. Слитно и утрированно произносится согласный звук в сочетании с гласными «СА, СО, СУ, СИ, СЫ, СЭ». Пальцы прижимаются при произнесении гласных в конце.
III модуль. «Г…С». Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: «А – С, О – С, У – С, И – С, Ы – С, Э – С». Пальцы прижимаются при произнесении гласных в самом начале и удерживаются при произнесении согласного.
IV модуль. «ГС» слитно. Слитно и утрированно произносится гласный звук с любым согласным звуком. Пальцы прижимаются при произнесении гласных в самом начале и удерживаются при произнесении согласного.
V модуль. «ГСГ» (интервокальная позиция). Утрированно артикулируются гласные и любой согласный звук. Внимание обращают на переключения артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный. Пальцы прижимаются при произнесении гласных в самом начале и удерживаются при произнесении согласного. Затем переходят к другому гласному и пальцы меняются.
VI модуль. «СГСN» СN — согласный звук, который в речи ребенка произносится четко. Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога СГСN, среди которых могут быть и слова, например, СОМ, СОН, СУК и др. Пальцы прижимаются при произнесении гласных в середине звукосочетания и удерживаются при произнесении конечного согласного.
VII модуль. «СNГС». Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога СN ГС. Пальцы прижимаются при произнесении гласных в середине звукосочетания и удерживаются при произнесении конечного согласного.
VIII модуль. «ССNГ» . Слог со стечением согласных.
После четкого произнесения двух первых согласных звуков проводят нажимы пальцами на тренажер на гласные звуки. Пальцы прижимаются при произнесении гласных в конце.
IX модуль. «СNСГ». Начинают отрабатывать слоги конструкции СNСГ в замедленном темпе. Пальцы прижимаются при произнесении гласных в конце.
Модуль X. «ГСNС». Подключают пальцевые нажимы на тренажер вначале звукосочетания. Пальцы прижимаются при произнесении гласных в самом начале и удерживаются при произнесении согласных.
Модуль XI. «ГССN ». Четко артикулируют все звуки, входящие в структуру звукосочетания ГССN. Пальцы прижимаются при произнесении гласных в самом начале и удерживаются при произнесении согласных.
Используемые символы гласных призваны напоминать ребенку об утрированной артикуляции гласных.
Дифференциация оппозиционных звуков проводится по тем же модулям.
Такого плана тренировки органов артикуляции на переключение с одной артикуляции на последующую, создают прочные кинестетические и проприоцептивные ощущения. Формируется стереотип «новых» четких артикулем. Такого плана тренинг способствует предупреждению и преодолению дисграфических ошибок на письме у детей с вялой и нечеткой артикуляцией звуков. Это касается дисграфии, в основе которой лежит несформированность кинестетических образов звуков.
Редуцированное произнесение гласных и нечеткое, смазанное произнесение согласных звуков отражается на письме в виде пропусков гласных звуков, замен гласных звуков на другие гласные звуки. Часто отмечаются замены и пропуски согласных при их стечении.
Это один из самых стойких и специфических видов дисграфических ошибок у детей в начальной школе. При этом такие дети могут не ошибаться при использовании правил на письме. Их специфические ошибки рассматриваются многими учителями как ошибки на невнимательность и плохой самоконтроль. Такие учителя снижают оценки за слуховые диктанты при наличии специфических ошибок и не учитывают, что это речевые ошибки.
Предлагаемая система упражнений, предусматривающая утрированную артикуляцию гласных и согласных звуков, способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев обеих рук по тренажеру подкрепляют моторные образы звуков.
Таким образом, формируются связи фонемы, артикулемы, графемы и кинемы, что способствует преодолению артикуляторно-акустической дисграфии.
Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартирии М.: Астрель, (серия «Библиотека логопеда») 2008.
Вход в личный кабинет
Войдите на сайт для управления своим профилем и просмотра совершённых заказов.