Методические рекомендации к обеспечению коррекционного содержания адаптированных образовательных программ дошкольного образования по основным образовательным областям. Для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата и ДЦП.

 На протяжении двух лет, с момента вступления в силу, внедрялся в практику ДОО ФГОС ДО. Вступил ФГОС ДО в силу с 1 января 2014 и до 1 января 2016 продолжался переходный период и период апробации Стандарта.

В течение этого времени государственный контроль качества образования в отношении ДОО, реализующих образовательные программы дошкольного образования, не проводился согласно положениям статей 92 и 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Так как был определен переходный период для всех ДОО для подготовки к полному переходу ко всем требования ФГОС ДО.

В течение переходного периода ДОО могли самостоятельно разрабатывать на основе соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования свои программы и утверждать эти образовательные программы дошкольного образования.

В Реестре примерных основных образовательных программ в мае 2015 года была опубликована примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ПООП ДО).

ПООП ДО была одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20мая 2015 г. № 2/15. Эта Программа была опубликована в официальном Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации. В этом документе представлен раздел посвященный детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим дошкольные образовательные организации и осваивающим образовательную программу в ДОО.

ПООП ДО является учебно- методическим документом, который позволяет ДОО, осуществляющим образовательную деятельность по программам дошкольного образования, использовать модель, прошедшую экспертизу, для эффективной организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. ПООП ДО обеспечивает методическую базу полноценного внедрения ФГОС ДО в системе дошкольного образования.

Переходный период действовал до 1 января 2016 года. В течение двух летнего периода ДОО должны были пересмотреть свои уставные документы и образовательные программы в соответствие с ФГОС ДО.

В Программе ПООП ДО представлен раздел, посвященный коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.  Коррекционно-развивающая работа в рамках этой Программы для детей с ОВЗ должна быть реализована в группах ДОО компенсирующей и комбинированной направленности.

В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (АООП ДО). Вся группа детей с ОВЗ будет осваивать разработанную для них одну адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования.

В группах же комбинированной направленности должны реализовываться две программы. Для детей с ОВЗ, включенных в группу на основе инклюзивного образования, на базе основной образовательной программы дошкольного образования должны разрабатываться и реализоваться адаптированная образовательная программа (АОП ДО). Это и будет инклюзивное образование детей с ОВЗ.

В Программе ПООП ДО представлены рекомендации к составлению адаптированной образовательной программы для инклюзивного образования. Предлагается ориентироваться на формирование личности ребенка с ОВЗ. При этом следует учитывать не только возраст ребенка, но и его особенности физического и психического развития. Далее в Программе ПООП ДО предлагают при составлении адаптированной образовательной программы (АОП ДО) предусмотреть оптимальные условия совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников. Для этого следует подбирать адекватные вспомогательные средства и педагогические приемы, а также предусмотреть совместные формы работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и родителей ребенка с ОВЗ. Также при составлении адаптированной образовательной программы для инклюзивного образования рекомендуется усилить аспекты социализации ребенка с ОВЗ, опираться на личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности.

Координация реализации адаптированной образовательной программы должна осуществляться на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОО с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации АОП ДО.

Для реализации адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ и успешного инклюзивного образования необходимо повышать педагогическую компетенцию родителей, расширять их участие в коррекционном процессе. Важным аспектом при инклюзивном образовании является взаимодействия между всеми педагогами, сотрудниками и специалистами ДОО, реализующими общими усилиями адаптированную образовательную программу ребенка с ОВЗ.

В структуру адаптированной образовательной программы, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести его недостатков, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с ОВЗ и другие компоненты коррекционного блока.

Инклюзивное дошкольное образование для детей с ОВЗ становится уже реальностью для многих ДОО. Однако успешное включение ребенка с ОВЗ в образовательное пространство на принципах инклюзивного включения требует соблюдения определенного регламента. Одним из самых решающих условий является раннее выявление детей с ОВЗ и осуществление комплексной диагностики. Это обеспечит начало коррекционного воздействия в рамках инклюзивного воспитания и обучения в благоприятные сенситивные периоды для формирования многих линий развития детей с ОВЗ. Следующим не менее важным аспектом является не только коррекция нарушений развития, но и развитие индивидуальных возможностей ребенка, приобретение опыта коммуникации, общения, постепенная социальная адаптация. Все это может быть реальностью для детей с ОВЗ при инклюзивном их образовании. Для этого должна быть обеспечена обоснованная научно-методической поддержка педагогов, специалистов, ДОО и наличие адаптивной образовательной среды. Самым главным же и решающим, на наш взгляд, должна быть продуманная и обоснованная адаптированная образовательная программа (АОП).

Для оформления содержания коррекционного блока адаптированной образовательной программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в данной статье предлагается программно-методическое обеспечение коррекционного дошкольного образования детей с нарушениями ОДА.

Можно порекомендовать следующие методические рекомендации, опубликованные в работах известных авторов, посвященных проблемам психолого-педагогического сопровождения тяжелой категории детей с ОВЗ, а именно детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

  • Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно – развивающая работа с дошкольниками. – М.: Книголюб, 2008, .
  • Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Академия, 2001, .
  • Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: методическое пособие. – М.: КАРО, 2006
  • Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В.Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Экзамен, 2004.
  • Симонова Н.В. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 1987.

Для оформления коррекционного содержания пяти образовательных областей адаптированной образовательной программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в данной статье предлагается программно-методическое обеспечение коррекционного дошкольного образования детей с нарушениями ОДА.

Для насыщения коррекционным содержанием образовательных областей АОП ДО можно также порекомендовать методические рекомендации, опубликованные в следующих работах, посвященных проблемам развития детей с ОВЗ и ДЦП.

 

Образовательная область: Речевое развитие

  • Архипова Е. Ф.Логопедическая помощь детям раннего возраста: Учебное пособие. — М.: МОЗАИКА-СИН ТЕЗ, 2014.
  • Архипова Е.Ф.Логопедический массаж при дизартрии М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008
  • Архипова, Е.Ф.Коррекционно-логопедическая работа по преодо­лению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2008.
  • Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М.: Просвещение, 2009.
  • Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1985.
  • Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП.- СПб., Детство-Пресс, 2004
  • Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год,
  • Приходько О. Г., Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста – СПб., КАРО, 2008
  • Дедюхина Г.В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М.: Гном-Пресс, 1999.

 

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.