Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования

Программы по коррекции тяжелых нарушений речи

  1. Проект примерной парциальной образовательной программы для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги» Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю.
  2. Проект примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Л. В. Лопатина.
  3. Проект примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, Нищева Н.В.
  4. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной Недостаточностью. Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина и другие.
  5. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова.
  6. Программалогопедической работы с заикающимися детьми. С.А.Миронова Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева.

Дополнительная литература:

  1. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2012
  2. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Библиотека программы от рождения до школы. Коррекционная работа в ДОУМ.: Мозаика-Синтез.2015.
  3. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок плохо говорит.– М.:АСТ, 2007
  4. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.– М.: Сфера, 2005
  5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие.–М.: Сфера, 2005
  6. Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.–М.: Сфера, 2008
  7. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции.–М.: Книголюб, 2005.
  8. Дмитриева Н.И.,Маркелова Н.В.Планирование логопедической работы с детьми, страдающими ринолалией открытой. Владимир, 2013
  9. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда.— М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
  10. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) М. : Классикс стиль, 2003.
  11. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития М.: Школьная Пресса, 2003.

Библиотека для семьи ребенка с ОВЗ:

  1. Худенко Е.Д., Ткаченко В.С., Молчанова Л.Н., Золотцева Т.В. Основы правовой грамотности родителей, воспитывающих детей-инвалидов.– М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012.
  2. Баенская Е.Р., Громова О.Е., Коваленко Ю.Ю., Шматко Н.Д. и др. Как развивается ваш малыш?– М.: Просвещение, 2008
  3. Разенкова Ю.А. Мама+Папа=Я Ребенок от рождения до года.–М.: Школьная пресса, 2007
  4. Разенкова Ю.А., Андросова М.Н., Груничева С.И. Я хочу играть. Развивающие игры с платочком, зеркальцем, пирамидкой, кубиками. Пособие для родителей.– М.: Карапуз, 2012
  5. Разенкова Ю.А., Груничева С.И. Я играю в куклы. Пособие для родителей.– М.: Карапуз, 2012
  6. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ.учреждений высш.образования / [В.В. Ткачева, Е.Ф. Архипова, Г.А. Бутко и др.]; под ред. В.В. Ткачевой.–М.: Академия, 2014
  7. http://www.m-w-m.ru/ Железнов С., Железнова Е.С. Методика «Музыка с мамой». Раннее развитие ребенка.
  8. Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В., Поташова И.И., Шоркина Т.Д., Барышникова Д.И. Комплексная программа развития и социализации ребенка-инвалида в семье.– М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012
  9. Хазиева Р.К. 12 упражнений для детей и родителей для позитивного настроя.– СПб.: Литера, 2011
  10. Хамлих У., Хельтерсхинкен Д. Играем вместе: интегративные игровые процессы в обычном детском саду.– М.: Теревинф, 2008 (РБОО Центр лечебной педагогики)
  11. Селигман. М., Дарлинг М. Обычные семьи, особые дети.– М.: Теревинф, 2009
  12. Романушко М., Кротов В.Как быть вместе. Пути и принципы общения родителей с детьми.– М.: «Гео», 2011
  13. Левченко И. Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.– М.: Просвещение, 2008
  14. Зиннхуден Х. Как развивается ваш ребенок?.– М.: Теревинф, 2009
  15. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?.– М.: Изд-во Сфера, 2005
  16. Эрнст Й.Кипхард Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития от 0- 4 лет.–М.:Теревинф, 2012
  17. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир растений.–М.: Дрофа, 2008
  18. Вирджиния Сатир. Вы и ваша семья.– М.: Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований. Пер. с англ. Общ. ред. Кучкарова P.P., 2007
  19. http://www.rgbs.ru/ Российская государственная библиотека для слепых
  20. http://www.gaidarovka.ru/ Книги, помогающие жить. Для читателей всех возрастов.
  21. https://razvitkor.ru/ Аналитический научно-методический центр. Обучение родителей, воспитывающих особого ребенка
  22. https://vk.com/dcpkrug  ДЦП Круг. Клуб родителей особых детей
  23. http://invasait.ru/ Портал для людей с ОВЗ
  24. http://www.ccp.org.ru/ Центр лечебной педагогики
  25. https://vk.com/sodejstvie Содействие. Центр помощи семьям детей с ОВЗ
  26. http://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/ Дверь в мир. Сайт для людей с ОВЗ. Льготы и права детей инвалидов
  27. http://www.defectolog.ru/ Дефектолог. Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своих детей
  28. http://therapynemo.com/ Дельфинотерапия
  29. http://invamama.ru/ Форум ребенок-инвалид. Общение мам особых детей
  30. http://www.gold-child.ru Благотворительный просветительский фонд содействия абилитации детей с особенностями развития «Вита»
  31. http://otsyideti.org.ru/ Санкт-Петербургский общественный фонд помощи детям с особенностями развития «Отцы и дети»
  32. http://deti-kak-deti.org/books.html#z3 Книги об особых детях

 

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.