Дефекты озвончения. Их исправление.

Дефект озвончения – произношение всех звонких, не зависимо от их способа и места образования, от твердости и мягкости, в виде соответствующих парных глухих звуков (терево – дерево, гуси -гуси, пулка – булка).

Часто этот недостаток сопутствует тугоухости.

Исправление:

  • Постановка В (она обычно произносится верно, звонко).

Логопед протяжно произносит Ф, не прерывая воздуха включает голос и переходит на В (Ф__В__). Показывает вибрацию гортани при произнесении В. Затем упражнение вместе с логопедом проделывает ребенок, трогая рукой свою гортань и гортань логопеда.

  • Постановка 3. (С__З__).
  • Постановка Ж. (Ш__Ж__).
  • Упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на закрепление и дифференциацию поставленных звуков с их парами: 3-С, Ж-Ш.
  • Постановка Б. Ребенок трехкратно повторяет слог БА-БА-БА, при этом удлиняя момент произнесения фонемы Б (когда голос ещё* звучит при сомкнутых губах – до взрыва). При переходе от слога к слогу голос звучит не прерывно, на одном выдохе. Ребенок ощущает вибрацию гортани, щёк.
  • Закрепление верного воспроизведения звонких согласных на материале слогов, слов и фраз, закрепление их в речи, выработка навыка дифференциации этих звуков с парными глухими.

 

Т-Д

К-Г

 

 

Дефекты смягчения.

Их исправление.

Дефект смягчения – замена мягких согласных их твердыми парами (дада-дядя, утук-утюг, фонар-фонарь).

 

Исправление:

1 способ: Основан на подражании и предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении с их парными твёрдыми фонемами (ПА-ПЯ, МА-МЯ, ФА-ФЯ, АМА-АМЯ…).

Поясняем ребенку, что при произнесении твердых звуков, язык имеет плоскую форму, а при произнесении мягких – кончик языка упирается в нижние резцы, спина выгибается к твёрдому нёбу. Показываем ребенку различие в зеркале, побуждаем воспроизвести увиденное.

Ребенок повторяет за логопедом слоги с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: ПА-ПЯ, АПА-АПЯ, АП-АПЬ…Затем произносятся слова: ПЯТЬ, КАТЯ…

2 способ: Ребенок произносит гласный И, затем слог ПИ.

Если фонема П перед И смягчается, просим произнести ребенка ПИ шёпотом – так укорачивается И, после нескольких повторений получается отчетливое П*. Затем просим громко и шепотом ребенка произнести слог АПИ, получаем АП* – для закрепления П*. Затем переходим к открытому слогу – ПЯ, сначала отделяя согласную фонему от гласной П*__А__, а затем сливая их.

Продолжаем работу с другими звуками (М*, Ф*, В*).

3 способ: – механический (В более тяжёлых случаях).

См. постановку К от Т (см. каппацизм, 2 способ) Т превращаем с помощью шпателя в Т* с помощью механического удерживания языка внизу (приводит к образованию смычки с помощью спинки языка, это вызывает подъем спинки языка к нёбу).

+ закрепление полученных звуков в слогах, словах и фразах. Уделяем отдельное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию звуков и их твёрдых вариантах (в произношении на слух).

 

Ш       Ч       Ц

Ж       Щ       j-мягк.