Вот как развивается постепенно возможность ребенка рисовать

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Здесь видно постепенное совершенствование тонкой моторики рук ребенка. В полтора года ребенок крепко зажимает карандаш в ладони, это очень ограничивает движения. В этом возрасте он не пытается еще изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.

В два-три года ребенок, как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются. Примерно с трех лет линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. При рисовании овалы получаются  неровные, но на рисунках их уже много: человек, солнышко, колеса и другие.

В три-четыре года ребенок уже умеет правильно держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие. Дети начинают  хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.

В пять лет хорошо выполняются ребенком горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребенок уже способен ограничивать длину штриха, линии становятся более ровными, четкими, и этому помогает правильный способ держания ручки. Рисунки пятилетних детей показывают их способность выполнять вертикальные, горизонтальные и циклические движения. Они пытаются писать буквы.

В шесть лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте детям доступны любые, графические движения, любые штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие. Все это создает основу для успешного обучения письму (М.М. Безруких).

Препятствовать развитию тонкой моторики может и негативная оценка взрослыми неудач ребенка при выполнении трудных графических заданий. В результате ребенок может отказываться от подобных трудных заданий.

Нежелание  ребенка рисовать может быть  показателем недостаточного развития тонкой моторики пальцев рук и кисти.

Как развивать тонкую моторику пальцев рук?

В отечественном  фольклоре существовало много «потешек», в которых сочетались речь и движения рук. Была подмечена взаимосвязь этих процессов. Например, в русских народных играх типа “Сорока”, “Братья”, “Ладушки” и другие.

У детей с нарушениями речи часто наблюдается недостаточность координации мелкой моторики пальцев рук. Таким детям в обязательном порядке рекомендованы пальцевые игры и пальцевая гимнастика. Даже нормально развивающемуся в речевом плане ребёнку  будут полезны массаж рук, пальцевые игры.

Пальцевую гимнастику можно сопровождать для ритмизации ручных движений  стихотворным текстом в исполнении взрослого. Ребёнок научится понимать смысл стихотворного текста, улавливать ритм речи. В Японии, например, детям с двух месячного возраста начинают делать гимнастику для пальцев.

Гимнастика для пальцев рук бывает пассивной, пассивно-активной и активной. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям  пассивно-активной и потом  активной пальцевой гимнастики.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Пальцевые игры способствуют развитию речи и  творческой деятельности ребенка.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается  и на речевом развитии и на подготовке руки к письму.

Пальцевая гимнастика может быть пассивной, пассивно-активной и активной

Пассивная пальцевая гимнастика  применяется с детьми, у которых низкий уровень развития движений пальцев рук. В процессе пассивной пальцевой гимнастики   взрослый и ребенок выполняют все движения совместно. При пассивно-активной  пальцевой гимнастике помощь взрослого фрагментарна и не в полном объеме. Активная пальцевая гимнастика   предполагает самостоятельное выполнение ребенком движений  на основе подражаний.

Правила пальцевой гимнастики: начинают пальцевую гимнастику следует   с ведущей руки, а затем  подключают вторую руку. Нагрузка на обе руки должна быть равномерной. Каждое движение должно заканчиваться расслаблением кисти (потрясти). Пальцевую гимнастику следует проводить ежедневно, но кратковременно.

Приведем  некоторые начальные игры на пассивную  пальцевую гимнастику.

  1. Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Взрослый фиксирует одной рукой его кисть, другой поочередно поднимает  вверх каждый палец.
  2. Рука ребенка лежит на столе ладонью вверх. Взрослый фиксирует одной рукой его кисть, другой поочередно сгибает каждый палец.
  3. Рука  ребенка согнута в локте и его  локоть стоит на столе. Одной рукой взрослый  держит руку ребенка, а другой  производит круговые движения пальцев ребенка.
  4. Игра «Сорока-Белобока». Кашу варила , детишек кормила. Сгибают поочередно пальцы ребенка.
  5. Пассивное выполнение фигурок из пальцев :домик, очки, лодка ,колокольчик ,кошка, заяц, коза, гусь, жук, петух и другие.

Затем можно проводить  пальцевую гимнастику с предметами: карандашами, шариками и другими.

Рекомендации по выполнению пальцевой гимнастики

Во время пальцевых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга. Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями.  Все пальцевые игры проводятся тремя способами:
взрослый  выполняет движения, а ребенок смотрит. Затем взрослый выполняет движения руками ребенка. После этого ребенок пытается выполнять движения самостоятельно.

Все упражнения выполняются в замедленном темпе от 3 до 5 раз. Сначала ведущей  рукой ребенка, а затем другой рукой. После этого предлагают выполнить обеими руками.

Одним из средств мотивации ребенка к пальцевой гимнастике является эмоциональный фон ее проведения. Постепенно усложнение пальцевых движений будет распространяться на все пальцы ребенка.

Регулярные, но  недлительные пальцевые игры будут способствовать появлению   плавных и дифференцированных движений. Речевые инструкции, которые дает взрослый при проведении пальцевой гимнастики, должны быть  четкими и доброжелательного тона.

Приводим характеристику  типов пальцевых игр

Игры-манипуляции. Эти упражнения ребенок  может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение.  Каждый палец  ребенка  представляет отдельного  действующего героя. “Пальчик-мальчик, где ты был? “, “Мы делили апельсин”, “Этот пальчик хочет спать”, “Этот пальчик – дедушка” и другие.

Сюжетно-пальцевые упражнения. К этой группе относятся  упражнения, которые позволяют детям изображать предметы (бытовые, транспорта, мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья). «Пальчики здороваются” – подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). “Распускается цветок” – из сжатого кулака поочередно “появляются” пальцы. « Мы капусту рубим» и другие.

Пальцевые  упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить разнообразные звуки гласные и согласные. Синхронизация движений пальцев рук и органов артикуляции относится к технологии биоэнергопластики.

Пальцевые  кинезиологические упражнения. С помощью таких упражнений активируется работа двух полушарий мозга. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Упражнения выполняются одновременно обеими руками. “Колечко” — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, «Цепочка»  — поочередно соединять  одинаковые пальцы обеих рук и другие.

Пальцевые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). “Помоем руки теплой водой» – движение, как при мытье рук. “Надеваем перчатки” – большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз и другие.

Театр в руке. Развивает внимание и память, снимает психо-эмоциональное напряжение. “Бабочка” — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения как бабочка машет крыльями. “Сказка” – детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

Мы не планируем в данной  статье  разбирать все виды  пальцевых игр для  формирования тонкой моторики пальцев рук и кисти. Ограничимся перечислением видов пальцевых игр:

Игры – шнуровки.

Игры с счетными палочками, разнообразные мозаики, игры с бусинами, с вкладышами, переборка крупы.

Пальцевой театр с насадками-героями на пальцы.

Пальцевая гимнастика с маленьким колючим мячиком.

Игры с песком и водой.

Бумаготворчество.

Оригами.

Макраме.

Ниткография.

Игры с прищепками  и другие.

Основная литература

Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С.60-61.

Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Под ред. Т.И. Гризик и др.. – М.: Просвещение, 2013. – 141 с.

Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 226 с.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Родничок, 2012. – 185 с.

Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. – М.: Детство-пресс, 2012. – 71 с.

Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 144 с.

Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. – М.: АСТ, 2011. – 165 с.

Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика.- М.: Корона Принт, 2008.- 232 с.

Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М.: ЭКСМО, 2010. – 234 с.

Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2007. – 194 с.

Узорова О.В. Игры с пальчиками. – М.: Астрель, 2008. – 154 с.

Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: Астрель, 2005. – 183 с.

Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под науч. Рук. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2013.- 345 с.

Цвынтaрный В.В. Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь. – СПб.: Речь, 2010. – 32 с.

Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: Дом ХХI век, 2014. – 187 с.

Эльконин Д.Б. Психология развития. – М.: Академия, 2011. – 452 с.