Пальцевая гимнастика и ее роль в развитии речи.

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

 

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки – она давала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.

Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестовой речью.

Сейчас в процессе  общения  человек использует три составляющих коммуникации. Первая составляющая коммуникации: слова для передачи  смысловой информации, из которых составляются предложения. Вторая составляющая коммуникации это   невербальные средства. К невербальным средствам относятся «кинесика», то есть выразительные жесты, мимика,  позы тела. Третья составляющая коммуникации это  интонационно-выразительные средства. К ним относятся тембр, темп речи, интонации, логическое ударение, паузы, модуляции голоса,  речевое дыхание.

Ученые установили процентное соотношение  значимости этих трех составляющих коммуникации. Так процент значимости  первой составляющей коммуникации (словесная речь)  составляет всего пять-семь процентов. Процент значимости  второй составляющей коммуникации («кинесики»)составляет  уже пятьдесят процентов. А вот процент значимости  третьей  составляющей коммуникации (интонационно-выразительные средства), составляет  уже  сорок пять  процентов. Как видно из этих данных и сегодня при речевом общении  движения, то есть «кинесика», занимает ведущее место. «Кинесика» является мощным невербальным (неречевым) средством общения.

Ребенок в процессе овладения и становления речи проходит этот же исторический путь, но очень за короткий период. Он также должен овладеть для полноценной коммуникации этими же тремя составляющими общения.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как  люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге.  Развитие функций кисти, пальцев руки и речи у людей шло параллельно.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки,  которая расположена очень близко от проекции речевой зоны коры. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне речи дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.

В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев руки  на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать  тонкие движения пальцев рук.

При нормальном речевом развитии ребенка такая закономерность и прослеживается. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,  а затем появляется слоговой лепет, артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых навыков стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Что положительного  может дать пальцевая гимнастика ребенку?

-Стимулировать речевое  развитие и корригировать  нарушения речи

-Способствовать улучшению артикуляционной моторики

-Учить умению подражать взрослым и другим детям

-Концентрировать внимание  и правильно его распределять

-Развивать память, воображение

-Развивать тонкую моторику пальцев рук и кисти

Перед проведением пальцевых игр нужно дать  установку на игру, показать нужные движения и комбинации пальцев. Выполнять движения следует вместе с детьми  и не ставить  сразу несколько сложных задач. В ходе пальцевых игр дополнительно  будет  развиться осязание.

Постепенно пальцевые  движения будут свободными, согласованными, точными, дифференцированными. А это в свою очередь позволит овладеть рисуночными  умениями, письмом, самообслуживанием. В перспективе высокий уровень развития тонкой моторики пальцев рук будет оказывать положительное влияние и на развитие речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается
пальцевой  гимнастикой?

Считают, что выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами рук  приводит к возбуждению в речевых корковых зон мозга. Это способствует согласованной деятельности речевых зон.

Пальцевые игры  создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.  В это время ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

Развивается двигательная память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения пальцев  рук и последовательность движений. Это способствует развитию воображение. В результате систематических пальцевых игр кисти рук и пальцы приобретают хорошую подвижность и гибкость. Улучшается тонкая моторика рук.

Развивается межполушарное  взаимодействие мозга, так как одновременно задействуются обе руки ребенка. Формируются пространственные представления.

Многие пальцевые игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз”. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.  Пальцевые  игры можно рекомендовать родителям  для домашнего тренинга по развитию тонкой моторики рук.