Предупреждение и преодоление артикуляторно-акустической дисграфии.

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Процесс письма это сложная, осознанная речевая деятельность.

Первой из специальных операций, входящих в состав процесса письма, является анализ звукового состава слова. За звуковым анализом следует переведение фонемы в графическую схему. Третьим моментом в процессе письма явля­ется превращение подлежащих написанию оптических зна­ков — букв — в нужные графические начертания.

Дисг­рафия у детей это специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые чаще всего сопутству­ют стертой дизартрии и недоразвитию устной речи, но могут возникнуть и проявляться са­мостоятельно.

В процессе  письма принимают участие различные анализаторы: слуховой, зрительный и двигательный. Нарушение лю­бого из анализаторов создает отклонение в нормальном протекании процесса  письма.

В процессе письма звуковой состав за­писываемого слова нуждается в уточнении. Это уточнение осуществляется при помощи проговаривания записываемого слова. Ученик начальной школы про­говаривает слова сначала вслух, а затем вполголоса, шепо­том и, наконец, скрытым внутренним голосом.

Ошибки в письме закономерно связаны с дефек­тами произношения. Однако встречаются специфические ошибки, связанные с редуцированным   (свернутым, кратким)  артикулированием гласных и с нечеткой артикуляцией согласных звуков. Такое произношение характерно для стертой дизартрии.

Причиной артикуляторно-акустической дисграфии является вялое и нечеткое артикулирование звуков речи, несформированность кинестетических образов звуков, вследствие этого при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Автором предлагается  инновационная система предупреждения и преодоления нарушений письма. В основе которых лежит неточное и вялое артикулирование звуков. Эта система тренинга  направлена на уточнение артикулирования гласных и согласных звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции, модулей и биоэнергопластики.

Необходимо начинать работу по уточнению произношения гласных, так как на их основе легче координировать работу всех частей арти­куляционного аппарата. Именно гласные дают луч­шую разборчивость речи. При утрированном произнесении гласных звуков в определенной последовательности, рекомендуется поочередно осуществлять прижатие по­душечек пальцев обеих рук к колючему коврику-тренажёру.

Утрированное произнесение гласных звуков (А-О-У-И-Ы-Э) сочетается с одновременным при­жимом пальцев к колючему коврику-тренажеру:

А – Большой палец;  О – Средний палец; У – Указательный палец; И – Безымянный палец; Ы – Мизинец; Э –  Вся ладонь.

Вводят зрительные опоры — символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

При включении стиму­ляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливают­ся афферентные ощущения тактильно-кинестетиче­ской модальности. Стимуляцию осуществляют при­жатием подушечек пальцев к тренажеру, имеющему поверхность «колючей травки» с одновременным четким произнесением гласных звуков в разной последовательности.

Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких афферентаций в кору головного мозга, где проходит анализ  этих кинестезий.  Движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков.

Уточнив артикуляцию гласных, научив детей ак­тивно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочеред­ным прижатием каждым пальцем к  тренажеру мож­но переходить к уточнению артикуляции согласных звуков.

Предлагаем 11 модулей (11 вариантов звукосочета­ний) для уточнения артикуляции любого согласного и гласного звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции и биоэнергопластики.

I модуль.  «С…Г»  Отдельное произнесение:, где  С — любой со­гласный,  а Г — гласный. Утрированно с интервалом артикулируются и дли­тельно произносятся любой согласный и гласный: «С—А, С—О, С—У, С—И, С— Ы, С— Э ».  Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности  тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука.

II модуль. «СГ»  Слитное произнесение. Слитно и утрированно произносится согласный звук в сочетании с гласными «СА, СО, СУ, СИ, СЫ, СЭ». Пальцы прижимаются при произнесении гласных в конце.

III модуль. «Г…С». Утрированно с интер­валом артикулируются и длительно произносятся: «А – С, О – С, У – С, И – С, Ы – С, Э – С». Пальцы прижимаются при произнесении гласных в самом начале и удерживаются при произнесении согласного.

IV модуль. «ГС»  слитно. Слитно и утрированно произносится гласный звук с  любым согласным звуком. Пальцы прижимаются при произнесении гласных в самом начале и удерживаются при произнесении согласного.

V модуль. «ГСГ» (интервокальная позиция). Утрированно артикулируются гласные и  любой согласный звук. Внимание обращают на переключе­ния артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный. Пальцы прижимаются при произнесении гласных в самом начале и удерживаются при произнесении согласного. Затем переходят к другому гласному и пальцы меняются.

VI модуль. «СГСN»  СN — согласный звук, который в речи ребенка произносится четко. Утрированно арти­кулируются все звуки, входящие в структуру слога СГСN, среди которых могут быть и слова, например, СОМ, СОН, СУК и др. Пальцы прижимаются при произнесении гласных в середине звукосочетания и удерживаются при произнесении  конечного согласного.

VII модуль. «СNГС». Утрированно  артикулируются  все звуки,  входя­щие в структуру слога СN ГС. Пальцы прижимаются при произнесении гласных в середине звукосочетания и удерживаются при произнесении  конечного согласного.

VIII модуль. «ССNГ» . Слог со стечением согласных.

После  четкого произнесения  двух первых согласных звуков проводят нажимы пальцами на тренажер на гласные звуки. Пальцы прижимаются при произнесении гласных в конце.

IX модуль. «СNСГ». Начинают отрабатывать слоги конструкции СNСГ в замедленном темпе. Пальцы прижимаются при произнесении гласных в конце.

Модуль X. «ГСNС». Подключают пальце­вые нажимы на тренажер вначале звукосочетания. Пальцы прижимаются при произнесении гласных в самом начале и удерживаются при произнесении согласных.

Модуль XI. «ГССN ». Четко артикулируют все звуки, входящие в струк­туру звукосочетания  ГССN.  Пальцы прижимаются при произнесении гласных в самом начале и удерживаются при произнесении согласных.

Используемые  символы гласных призваны напоминать ребенку об утриро­ванной артикуляции гласных.

Дифференциация оппозиционных звуков проводится по тем же модулям.

Такого плана тренировки органов артикуляции на переключение с одной артикуляции на последующую, со­здают прочные кинестетические и проприоцептивные ощущения. Формируется стереотип «новых» четких артикулем. Такого плана тренинг способствует предупреждению и преодолению дисграфических ошибок на письме у детей с вялой и нечеткой артикуляцией звуков. Это касается дисграфии, в основе которой лежит несформированность кинестетических образов звуков.

Редуцированное произнесение гласных и нечеткое, смазанное произнесение согласных звуков отражается на письме в виде пропусков гласных звуков, замен гласных звуков на другие гласные звуки. Часто отмечаются замены и пропуски  согласных при их стечении.

Это один из самых стойких и специфических видов дисграфических оши­бок у детей в начальной школе. При этом такие дети могут не ошибаться при использовании правил на письме. Их специфические ошибки рассматриваются многими учителями как ошибки на невнимательность и плохой самоконтроль. Такие учителя снижают оценки за слуховые диктанты при наличии специфических ошибок и не учитывают, что это речевые ошибки.

Предлагаемая система упражнений, предусматривающая утрирован­ную артикуляцию гласных и согласных звуков, спо­собствует подаче более четких кинестезий в кору го­ловного мозга, а движения пальцев обеих рук по  тренажеру  подкрепляют моторные образы звуков.

Таким образом, формируются связи фонемы, артикулемы, графемы и кинемы, что способствует преодолению артикуляторно-акустической дисграфии.

Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартирии М.: Астрель, (серия «Библиотека логопеда») 2008.