Преодоление нарушений письма у учащихся начальных классов.

Архипова Е. Ф. – профессор кафедры МГГУ им. Шолохова М. А.

Процесс письма это сложная, осознанная форма речевой деятельности.

Первой из специальных операций, входящих в состав процесса письма, является анализ звукового состава слова. За звуковым анализом следует переведение  выделенной фонемы  в графическую схему. Третьим моментом в процессе письма явля­ется превращение подлежащих написанию оптических зна­ков — букв — в нужные графические начертания.

Дисг­рафия у детей это специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые чаще всего сопутству­ют недоразвитию устной речи, но могут возникнуть и проявляться са­мостоятельно.

В процессах письма принимают участие различные анализаторы: слуховой, зрительный и двигательный. Нарушение лю­бого из анализаторов создает отклонение в нормальном протекании письма.

В процессе письма звуковой состав за­писываемого слова нуждается в уточнении. Это уточнение осуществляется при помощи проговаривания записываемого слова. Ученик начальной школы про­говаривает слова сначала вслух, а затем вполголоса, шепо­том и, наконец, скрытым внутренним голосом.

Ошибки в письме  закономерно связаны с дефек­тами произношения. Однако встречаются специфические ошибки, связанные с редуцированным артикулированием гласных и с нечеткой артикуляцией согласных звуков.

Причиной артикуляторно-акустической дисграфии является нечеткое артикулирование звуков речи, несформированность кинестетических образов звуков, вследствие этого при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Предлагаемая инновационная система предупреждения и преодоления нарушений письма, связанных с неточным артикулированием звуков в речи, направлена на уточнение артикулирования гласных и согласных звуков  с использованием тактильно-кинестетической стимуляции.

Необходимо начинать работу по уточнению произношения гласных, так как на их базе легче координировать работу всех частей арти­куляционного аппарата и именно гласные дают луч­шую разборчивость речи. При утрированном произнесении гласных звуков в определенной последовательности, рекомендуется поочередно осуществлять прижатие по­душечек пальцев обеих рук к ипликатору Кузнецова.

Утрированное произнесение гласных звуков (АОУИЫЭ) сочетается с одновременным при­жимом к ипликатору Кузнецова:

А – Большой палец;  О – Средний палец; У – Указательный палец; И – Безымянный палец; Ы – Мизинец; Э –  Вся ладонь.

Вводят зрительные опоры — символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

При включении стиму­ляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливают­ся афферентные ощущения тактильно-кинестетиче­ской модальности. Стимуляцию осуществляют при­жатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным четким произнесением гласных звуков.

Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков.

Уточнив артикуляцию гласных, научив детей ак­тивно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочеред­ным прижатием каждым пальцем к игольчатой по­верхности ипликатора Кузнецова мож­но переходить к уточнению артикуляции согласных звуков.

Предлагаем 11 модулей (11 вариантов звукосочета­ний) для уточнения артикуляции любого согласного и гласного звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции (ипликатор Кузнецова).

I модуль. Отдельное произнесение: С…Г (С — со­гласный, Г — гласный). Утрированно с интервалом артикулируются и дли­тельно произносятся: «С—А, С—О, С—У, С—И, С— Ы, С— Э ».  Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука.

II модуль. СГ слитно.

Слитно и утрированно произносится согласный звук в сочетании с гласными «СА, СО, СУ, СИ, СЫ, СЭ».

III модуль. Г…С. Утрированно с интер­валом артикулируются и длительно произносятся «А – С, О – С, У – С, И – С, Ы – С, Э – С».

IV модуль. ГС слитно. Слитно и утрированно произносится гласный звук с согласным звуком.

V модуль. ГСГ (интервокальная позиция). Утрированно артикулируются гласные и согласный звук. Внимание обращают на переключе­ния артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный.

VI модуль СГСN.  СN — согласный звук, который в речи ребенка произносится четко. Утрированно арти­кулируются все звуки, входящие в структуру слога СГСN, среди которых могут быть и слова, например, СОМ, СОН, СУК и др.

VII модуль. СNГС. Утрированно  артикулируются  все звуки,  входя­щие в структуру слога СN ГС.

VIII модуль. ССNГ. Слог со стечением согласных.

Одновременно с четким произнесением двух первых согласных звуков проводят нажимы пальцами на ипликатор на гласные звуки.

IX модуль. СNСГ. Начинают отрабатывать слоги конструкции СNСГ в замедленном темпе.

Модуль X. ГСNС. Подключают пальце­вые движения на ипликаторе.

Модуль XI. ГССN. Четко артикулируют все звуки, входящие в струк­туру звукосочетания  ГССN.   Используемые  символы гласных призваны напоминать ребенку об утриро­ванной артикуляции гласных.

Дифференциация оппозиционных звуков проводится по тем же модулям.

Такого плана тренировки органов артикуляции на переключение с одной артикуляции на последующую, со­здают прочные кинестетические и проприоцептивные ощущения. Формируется стереотип новых четких артикулем. Такого плана тренинг способствует предупреждению и преодолению дисграфических ошибок на письме у детей с вялой и нечеткой артикуляцией звуков. Это касается дисграфии, в основе которой лежит несформированность кинестетических образов звуков.

Редуцированное произнесение гласных, нечеткое, смазанное – согласных звуков отражается на письме в виде пропусков, замен гласных звуков и согласных при их стечении. Это один из специфических видов дисграфических оши­бок у детей. Предлагаемая система упражнений, предусматривающая утрирован­ную артикуляцию гласных и согласных звуков, спо­собствует подаче более четких кинестезий в кору го­ловного мозга, а движения пальцев обеих рук по ипликатору подкрепляют моторные образы звуков.

Таким образом формируются связи фонемы, артикулемы, графемы и кинемы, что способствует преодолению артикуляторно-акустической дисграфии.