Методические рекомендации к обеспечению коррекционного содержания адаптированных образовательных программ дошкольного образования по основным образовательным областям . Для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата и ДЦП.

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

На протяжении двух лет, с момента вступления в силу,  внедрялся  в практику ДОО  ФГОС ДО.  Вступил ФГОС ДО в силу с 1 января 2014 и до 1 января 2016  продолжался переходный период и период апробации Стандарта.

В течение этого времени государственный контроль  качества образования в отношении  ДОО, реализующих образовательные программы дошкольного образования, не проводился согласно положениям статей 92 и 93  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Так как был определен переходный  период  для  всех ДОО для подготовки к полному переходу ко всем требования ФГОС ДО.

В течение переходного периода  ДОО  могли  самостоятельно разрабатывать на основе соответствующих примерных образовательных программ  дошкольного образования  свои  программы и утверждать  эти образовательные  программы дошкольного образования.

В Реестре примерных основных образовательных программ   в мае 2015 года   была опубликована  примерная основная образовательная программа дошкольного образования  (ПООП ДО).

ПООП ДО  была одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20мая 2015 г. № 2/15. Эта Программа была опубликована  в официальном Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования  и  науки  Российской  Федерации. В  этом  документе  представлен раздел  посвященный  детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим дошкольные образовательные организации и осваивающим  образовательную программу в ДОО.

ПООП ДО является учебно- методическим документом, который позволяет  ДОО, осуществляющим  образовательную деятельность по программам дошкольного образования, использовать модель,  прошедшую экспертизу,  для эффективной организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.   ПООП  ДО обеспечивает  методическую базу полноценного внедрения ФГОС  ДО в системе дошкольного образования.

Переходный период действовал до 1 января 2016 года. В  течение двухлетнего периода  ДОО должны были пересмотреть свои  уставные документы и образовательные  программы  в соответствие с ФГОС ДО.

В Программе ПООП ДО представлен раздел, посвященный  коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Коррекционно-развивающая работа  в рамках этой  Программы  для детей с ОВЗ должна быть реализована в группах ДОО компенсирующей и комбинированной направленности.

В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы  дошкольного  образования  (АООП ДО). Вся группа детей с ОВЗ  будет осваивать разработанную для  них одну адаптированную основную образовательную программу дошкольного  образования.

В группах  же комбинированной направленности должны  реализовываться  две программы.        Для детей  с ОВЗ,  включенных в группу на основе инклюзивного образования,  на базе основной образовательной программы дошкольного образования должны разрабатываться и реализоваться адаптированная образовательная программа  (АОП ДО). Это и будет инклюзивное образование детей с ОВЗ.

В Программе ПООП ДО  представлены рекомендации к составлению адаптированной образовательной программы  для инклюзивного образования. Предлагается  ориентироваться на  формирование личности ребенка с ОВЗ. При этом следует учитывать не только возраст ребенка, но и его особенности  физического и  психического развития. Далее в Программе ПООП ДО предлагают при составлении адаптированной образовательной программы (АОП ДО) предусмотреть оптимальные условия совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников. Для этого следует подбирать  адекватные вспомогательные средства и педагогические приемы, а также предусмотреть  совместные формы работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и родителей ребенка с ОВЗ. Также при составлении адаптированной образовательной программы  для инклюзивного образования рекомендуется  усилить аспекты социализации  ребенка с ОВЗ, опираться на личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности.

Координация реализации  адаптированной образовательной программы должна осуществляться  на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума  (ПМПк)  ДОО с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации  АОП ДО.

Для реализации адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ  и  успешного инклюзивного образования  необходимо  повышать педагогическую компетенцию родителей,  расширять их участие в коррекционном процессе. Важным аспектом при инклюзивном  образовании является взаимодействия между всеми педагогами, сотрудниками  и специалистами  ДОО, реализующими общими усилиями адаптированную образовательную программу ребенка с ОВЗ.

В структуру адаптированной образовательной программы, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести его недостатков, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с ОВЗ и  другие  компоненты коррекционного блока.

Инклюзивное дошкольное образование для детей с ОВЗ становится уже реальностью для многих ДОО. Однако успешное включение ребенка с ОВЗ в образовательное пространство на принципах инклюзивного включения  требует  соблюдения определенного регламента. Одним из самых решающих условий является раннее выявление детей с ОВЗ и осуществление комплексной диагностики. Это обеспечит начало коррекционного воздействия в рамках инклюзивного воспитания и обучения в благоприятные  сенситивные периоды для формирования многих линий развития детей с ОВЗ. Следующим  не менее важным аспектом является  не только коррекция нарушений развития, но  и развитие индивидуальных возможностей ребенка,  приобретение опыта коммуникации, общения, постепенная  социальная адаптация. Все это может быть реальностью для детей с ОВЗ при инклюзивном их образовании. Для этого  должна быть обеспечена обоснованная  научно-методической поддержка педагогов, специалистов, ДОО и   наличие адаптивной образовательной среды.  Самым главным же и  решающим, на наш взгляд, должна быть продуманная и обоснованная адаптированная образовательная программа  (АОП).

Для оформления содержания коррекционного блока адаптированной образовательной программы  для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в данной статье  предлагается программно-методическое обеспечение коррекционного дошкольного образования детей с нарушениями ОДА.

Можно порекомендовать  следующие методические рекомендации, опубликованные в работах известных авторов, посвященных проблемам  психолого-педагогического сопровождения тяжелой категории детей с ОВЗ, а именно  детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

– Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А.  Детский церебральный паралич: Коррекционно – развивающая работа с дошкольниками. – М.: Книголюб, 2008, .

– Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Академия, 2001, .

Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: методическое пособие. – М.: КАРО, 2006

– Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое  пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. – Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Экзамен, 2004. 

– Симонова Н.В. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 1987.

Для оформления коррекционного содержания пяти образовательных областей адаптированной образовательной программы  для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в данной статье  предлагается программно-методическое обеспечение коррекционного дошкольного образования детей с нарушениями ОДА.

Для насыщения коррекционным содержанием  образовательных областей АОП ДО можно также порекомендовать методические  рекомендации, опубликованные в следующих работах, посвященных проблемам  развития детей с ОВЗ и ДЦП.

  1. Образовательная область: Речевое развитие

– Архипова Е. Ф.Логопедическая помощь детям раннего возраста: Учебное пособие.  —  М.:  МОЗА И КА<СИН ТЕЗ,  2014.

-Архипова Е.Ф.Логопедический массаж при дизартрии М.: АСТ: Астрель;Владимир: ВКТ, 2008

-Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодо­лению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2008.

 –Архипова, Е.Ф.Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007.

– Филичева Т.Б., Чиркина Г.В  Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М.: Просвещение, 2009.

– Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1985.

– Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП.- СПб.,  Детство-Пресс, 2004

– Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год,

– Приходько О. Г., Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста – СПб., КАРО, 2008

– Дедюхина Г.В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М.: Гном-Пресс, 1999.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*