Коррекционная и инклюзивная практика в ДОО в программе «От рождения до школы»

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Для  работы в группах ДОО, реализующих адаптированные образовательные  программы, педагогам необходимо знать особенности детей с ОВЗ. У каждой категории детей с ОВЗ есть общие особенности, но вместе с тем, у каждого ребенка могут быть и индивидуальные  дополнительные особенности. Для успешной реализации адаптированной образовательной  программы с  такими детьми,  необходимо учитывать при организации  образовательного процесса все их специфические проявления.

В помощь педагогу ДОО в программе «От рождения до школы» представлен раздел    «Коррекционная и инклюзивная практика».  Этот раздел можно рассматривать в виде   справочной части для педагога.  В  разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» рассматриваются очень  важные для педагогов вопросы.

К ним относятся особенности организации  образовательного процесса и содержание инклюзивного образования в общеобразовательных группах комбинированной направленности ДОО  и группах  компенсирующей направленности. В условиях инклюзивного образования в общеобразовательной группе только несколько детей будут осваивать адаптированную образовательную программу (АОП).  В группе компенсирующей направленности все дети будут осваивать адаптированную образовательную программу (АОП).

В разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы» даны  рекомендации,  которые будут полезны всем педагогам ДОО,  реализующим адаптированные образовательные  программы (АОП).  Разрабатывать АОП помогут  психолого-медико-педагогические  консилиумы ( ПМПк)  в ДОО. Далее  в статье  мы покажем, как и кто выявляет детей с ОВЗ, и каким образом разрабатывается АОП.

В  разделе «Коррекционная и инклюзивная практика»  для педагогов ДОО  перечисляются  условия обучения и воспитания некоторых детей с ОВЗ: с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно­-двигательного аппарата, с расстройствами  аутистического  спектра, с комплексными и сложными нарушениями развития.

Таким образом,  в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика»  обращено внимание на самые сложные  нарушения развития у детей, их особенности и трудности при освоении программы ДОО.

Для такой категории детей в  разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» приводятся специальные принципы построения  образовательного процесса. Для педагогов и специалистов ДОО предлагается путь   выявления  особенностей детей с ОВЗ. Следование этому пути  будет способствовать своевременному выявлению детей с ОВЗ в ДОО, своевременному прохождению процедуры  обследования в ПМПК и составлению обоснованной  адаптированной образовательной программы.

Далее в    разделе «Коррекционная и инклюзивная практика»   перечисляются формы получения дошкольного образования для детей с ОВЗ. Указываются  принципы и пути  разработки адаптированных  образовательных  программ для каждой категории детей с ОВЗ. Для разработки АОП должны привлекаться специалисты ПМПк (консилиума).

В разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы» даются  рекомендации по организации деятельности групп  комбинированной  направленности, осуществляющих инклюзивное образование. С этой целью отдельно выделяются направления  индивидуальных занятий, описываются особенности организации предметно­-развивающей среды, определяются способы взаимо­действия с другими детьми в группах комбинированной  направленности. Также предлагаются и фронтальные формы организации активности детей. Одним из важнейших аспектов реализации адаптированной образовательной  программы  в группах комбинированной  направленности  является организация взаимодействия с семьей детей с ОВЗ.  Для включения родителей  в реализацию  АОП для более успешного инклюзивного образования.

При организации  инклюзивного образования  педагогам рекомендуется использовать  критерии эффективности  образовательного

процесса в соответствии с принципами инклюзии. При инклюзивном образовании детей  с ОВЗ  продуктивное  взаимодействие с семьей  является в ряде случаев  решающим условием  для  успешного  освоения  адаптированной  образовательной  программы.  Активное  и эффективное  включение родителей детей с ОВЗ в реализацию  АОП  зависит от повышения родительской педагогической компетенции.

Педагогам предлагаются  варианты  приемов педагогической  работы в ДОО, направленной на компенсацию различных недостатков в развитии детей. В этом разделе программы «От рождения до школы» раскрывается  понятие ОВЗ, и кто входит в эту категорию. А также перечисляются категории детей, имеющих минимальные нарушения  в развитии.   Дети с ОВЗ  представляют  неоднородную группу, как по виду нарушений, так и по степени выраженности  дефекта.

В разделе «Коррекционная и инклюзивная практика»  программы «От рождения до школы» показана  система  психолого­- педагогического обследования  детей с ОВЗ в ДОО. Результаты обследования и  индивидуальные особенности  этих детей должны учитываться в образовательном процессе.  Достаточно подробно в  указанном разделе  программы формулируются условия  воспитания и обучения детей с ОВЗ.

В заключительной  части раздела «Коррекционная и инклюзивная практика»  программы «От рождения до школы» прописываются особенности  освоения детьми с ОВЗ пяти образовательных  областей  программы:

Образовательной области «Социально­-коммуникативное развитие»;

Образовательной области «Познавательное развитие»;

Образовательной области «Речевое развитие»;

Образовательной области «Художественно-­эстетическое развитие»;

Образовательной области «Физическое развитие».

Таким образом, в общеобразовательной программе  «От рождения до школы» предусмотрен  большой раздел, посвященный вопросам дошкольного образования детей с ОВЗ.

К категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относят детей, имеющих  недостатки в физическом, психическом, сенсорном  и  психологическом развитии, подтвержденные психолого­-медико­–педагоги­ческой комиссией (ПМПК).

Под инклюзивным  образованием  понимается включение особых детей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ в дошкольный  общеобразовательный процесс. При этом включении  детям  гарантируется  и  обеспечивается равный доступ к дошкольному образова­нию.  При реализации  инклюзивного  образования  должны приниматься во внимание и учитываться  особые образовательные  потребности каждого ребенка. Эти образовательные потребности  определяются    после  обследования  ребенка и выявления  индивидуальных особенностей  и  возможностей ребенка. Исходя из данных, полученных в ходе обследования, и  будет для них адаптироваться программа образования.

Таким образом,  адаптированная образовательная программа  представляет собой переработанную  образовательную программу ДОО и  адаптированную  для  каждого ребенка с ОВЗ, которые находятся на условиях инклюзивного образования или для всех детей, которые находятся в компенсирующей группе. При разработке адаптированной образовательной программы для детей  с ограниченными воз­можностями здоровья  учитывают их особые образовательные потребности. В одних случаях учитывать надо  их сенсомоторные особенности, в других случаях  учитывать должны психологические и речевые  особенности.  Учитывать придется особенности психофизического развития,  познавательной деятельности,   эмоционально-волевой сферы и другие особенности.

Адаптированная образовательная программа должна быть направлена на максимальное освоение ребенком с ОВЗ тех целевых ориентиров, которые прописаны для каждого возраста.  Кроме того, ФГОС ДО  предусматривает    коррекционную помощь, но оказываемую  специалистами в области коррекционной педагогики.

Целью совместной деятельности всех педагогов ДОО в отношении детей с ОВЗ  является стремление к  освоению ребенком АОП, развитие его коммуникативных возможностей, адаптация в коллективе сверстников, развитие его потенциальных возможностей и приобретение опыта социальных контактов, а также коррекция недостатков развитии.

Для детей-инвалидов при оформлении им статуса ребенок-инвалид разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Этим занимаются  Медико-социальные  экспертизы (МСЭ). С  готовой индивидуальной  программой реабилитации (ИПР)   ребенок-инвалид  поступает в ДОО. Ребенок-инвалид, поступивший в ДОО на условиях инклюзивного образования, согласно ФГОС ДО,  должен обучаться в соответствии со своей индивидуальной программой реабилитации.

К сожалению, до настоящего времени в ИПР ребенка-инвалида не прописаны  в полном объеме психолого-педагогический аспекты его реабилитации, так как в штат  Медико-социальные  экспертизы  пока не входят специальные коррекционные педагоги и психологи.

Поэтому пока и для детей-инвалидов в ДОО придется составлять адаптированную образовательную программу.

Но уже существует нормативно-правовая база, регламентирующая совместное межведомственное  взаимодействие при  обсуждении и составлении ИПР для каждого ребенка-инвалида. Опубликован приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №723 от10.12.2013года «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной  экспертизы с   психолого-медико-педагогическими  комиссиями».  Целью  межведомственного взаимодействия МСЭ  и ПМПК  должна быть разработка оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации (ИПР).

Кто и как выявляет детей с ОВЗ?

Остановимся на наиболее ответственном аспекте, касающемся выявления в ДОО детей с ОВЗ,  и той последовательности шагов на пути к созданию адаптированной образовательной программы для них. Этот путь можно представить в виде следующей пошаговой последовательности.

  1. Осенью в начале нового учебного года  специалисты и участники психолого­-медико-­педагогического консилиум (ПМПк) в ДОО обследуют всех детей и выявляют  детей с ОВЗ. В некоторых случаях   специалисты психолого-­педагогического медико­-социального центра (ППМС­Ц) обследуют детей в ДОО и также выявляют детей с ОВЗ.
  2. Далее дети с ОВЗ по рекомендации консилиума ДОО или ППМСЦ направляются на ПМПК для углубленного обследования и определения рекомендаций по созданию специальных образовательных условий.
  3. На основании рекомендаций ПМПК (комиссии)  специалисты  ПМПк (консилиума) ДОО разрабатывают индивидуальный образовательный

маршрут  и/или адаптированную образовательную программу.

Что такое специальные образовательные условия?

Под специальными образовательными условиями для детей с ОВЗ понимаются определенные условия обучения, воспитания и раз­вития. К специальным условиям можно отнести использование специ­альных образовательных программ, применение специальных  методов обучения и воспитания, специальные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства. К специальным условиям относится организация и проведение   групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение  свободного доступа в здание ДОО, в котором осуществляется образова­тельная деятельность ребенка с ОВЗ. Также обеспечение других специ­альных условия, без которых невозможно или затруднено освоение  образовательных программ  ребенком с ОВЗ.

При составлении индивидуального образовательного  маршрута  и адаптированной образовательной программы ребенку с ОВЗ определяют:

режим пребывания в  ДОО  и форму получения дошкольного образования;

форму организации психолого­-педагогического сопровождения ребенка и его семьи; содержание коррекцион­но-­развивающей работы с ребенком;

степень адаптации и направления адаптации  программы ДОО для ребенка с ОВЗ;  характер и организацию развивающей предметно­-пространственной среды и другие  специальные образовательные условия, вытекающие из данных обследования и рекомендаций ПМПК.          После разработки специалистами  ПМПк (консилиума) ДОО  индивидуального образовательного маршрута и/или адаптированной

образовательной программы, педагоги и специалисты  ДОО включаются в  реализацию АОП.  Проводится  динамическое наблюдение за развитием

ребенка. Заседания ПМПк (консилиума) по уточнению индивидуального

образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы

должны проводиться не реже одного раза в три  месяца.

Литература

1.От рождения до школы. Примерная общеобразова­тельная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. , 2014.

2.Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных

тенденций обучения и воспитания: Хрестоматия /Сост. Л.В. Калинникова,

Н. Д. Соколова. — М., 2005.

3.ДружининаЛ. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. — М., 2006.

4.ЕкжановаЕ.А.,СтребелеваЕ.А.Коррекционно­-педагогическая помощь

детям раннего и дошкольного возраста. — СПб., — 2008.

5.ЕкжановаЕ.А.,СтребелеваЕ.А.Коррекционно­-развивающееобучение и

воспитание: Программа дошкольного образовательного учреждения компен­сирующего вида для детей с нарушением интеллекта.— М.,2003.

6.Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии:

педагогическая помощь. — М., 2008.

7.Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим по­ражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания/Под ред.Е.А. Стребелевой.—2­еизд. —М.,2004.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*