Рекомендации к коррекционному содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования детей с нарушениями слуха по основным образовательным областям

Архипова Е.Ф., доктор педагогических наук, профессор

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ПООП ДО) была опубликована 15 мая 2015 года. В ней прописывается порядок организации приема в ДОО детей с ОВЗ, их обследования, составления для них адаптированной образовательной программы и осуществление ее реализации.

ПООП ДО является учебно-методическим документом, который позволяет ДОО, осуществляющим образовательную деятельность по программам дошкольного образования, использовать модель, прошедшую экспертизу, для эффективной организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. ПООП ДО обеспечивает методическую основу полноценного внедрения ФГОС ДО в систему дошкольного образования.

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, а также обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом или психологическом развитии, препятствующие получению дошкольного или школьного образования без создания специальных условий.

Подтверждают статус детей с ОВЗ психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

К группе детей с ОВЗ относятся дети:

  • глухие, слабослышащие, позднооглохшие,
  • слепые, слабовидящие,
  • с тяжелыми нарушениями речи,
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА),
  • с задержкой психического развития и с умственной отсталостью,
  • с расстройствами аутистического спектра (РАС),
  • со сложными дефектами.

В настоящей статье мы представим некоторые рекомендации по содержанию коррекционного методического обеспечения дошкольного образования детей с нарушениями слуха, что должно отражаться в адаптированных образовательных программах для детей с ОВЗ.

Дети с нарушениями слуха

В настоящее время в родильных домах всем новорожденным детям проводят скрининг на пять генетических заболеваний и на глухоту. Нарушения слуха могут быть разной этиологии и возникать в любом возрасте. Глухота – это полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой невозможно восприятие речи. Врождённая глухота может быть следствием неправильного внутриутробного развития плода и его слухового аппарата. Это может быть обусловлено влиянием наследственности, а также воздействием на развивающийся плод различных вредных факторов во время беременности.

Глухота может быть приобретённой. Она возникает в результате воспалительных процессов во внутреннем ухе и слуховом нерве. Вызвать глухоту могут также травмы, длительное воздействие сильного шума и вибраций. Нередко глухоту вызывают интоксикации некоторыми лекарственными веществами и промышленными ядами. Приобретенная глухота бывает ранняя и поздняя. Глухота приобретённая ранняя возникает у ребёнка в доречевом периоде или в самом начале формирования речи. Глухота приобретённая поздняя наступает после того, как речь уже сформировалась. Кроме глухоты выделяю тугоухость.

Тугоухость – это стойкое снижение слуха при заболеваниях среднего или внутреннего уха, длительном воздействии шума, возрастных изменениях. Выделяют еще и слабослышащих детей. Слабослышащие дети имеют частичную недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К этой группе относятся дети со снижением слуха от 15-20 дБ до 75 дБ.

Слабослышащие дети обладают слухом, который позволяет им на основе слухового восприятия речи окружающих накопить минимальный запас слов, но нарушенных по своему фонетическому оформлению. Есть еще категория детей, которые прошли операцию по вживлению кохлеарного импланта и нуждаются в длительном обучении по формированию слухового внимания и развитию речи.

Характеристика детей с нарушением слуха

У некоторых глухих детей есть возможность слышать у самого уха громкий голос. Они могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения они не понимают речь и у них не формируется собственная речь. Вследствие этого для глухих детей обязательным является использование специально подобранного слухового аппарата. Часть же детей уже прооперирована и они имеют кохлеарный имплант. Однако и эти дети нуждаются в длительном обучении, так как спонтанно речь у них не развивается. При использовании этих приспособлений глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь у детей самостоятельно не развивается, что обусловливает необходимость систематической коррекционно-развивающей работы по развитию всех сторон речи. Начинают с развития слухового восприятия, слухового внимания, развития пассивного словаря, развития фонематического слуха и затем переходят к развитию лексической, грамматической, синтаксической, фонетической сторон речи. С развитием речи детей начинает формироваться вербальное мышление, познавательная деятельность и развитие всех сторон личности ребенка. Детям с кохлеарным имплантом необходимы наблюдения сурдолога, занятия сурдопедагога и логопеда.

Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха: легкую, умеренную, значительную, тяжелую. В зависимости от степени снижения слуха зависят и трудности восприятия речи окружающих. Одни дети плохо различают шепотную речь, а другие плохо воспринимают речь разговорной громкости. Вопросы использования слабослышащими детьми слуховых аппаратов решают врач-сурдолог, а заниматься с ними должны сурдопедагог и логопед.

У слабослышащих детей может развиваться спонтанно речь, но с выраженными недочетами. Для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом. Состояние психического и речевого развития у детей с нарушениями слуха зависит от степени снижения слуха и времени возникновения этого нарушения. Важным также является своевременность медицинской коррекции слуха, наличие своевременной, квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи.

Посещение детьми с нарушениями слуха ДОО требует создания специальных условий, учитывающих состояние их речи и слухового восприятия.

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха

У детей с нарушениями слуха выражены определенные особые образовательные потребности (ООП). Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, педагог должен быть готов к выполнению обязательных правил. Прежде всего, необходимо сотрудничать с сурдопедагогом и логопедом.  Стараться выполнять все их рекомендации в ходе всех режимных моментов в ДОО. Необходимо также взаимодействовать с семьей такого ребенка для выработки единого подхода в плане воспитания, образования и соблюдения коррекционного режима развития ребенка с нарушениями слуха.Одним из решающих факторов успешного инклюзивного образования ребенка с нарушением слуха является организация и стимулирование полноценного взаимодействия глухого или слабослышащего ребенка с здоровыми сверстниками. Это будет способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе ДОО и успешной социализации.

Важным условием, которое должно всегда соблюдаться, является требования к речи педагогов. Речь педагога должна быть четкой, интонированной, внятной с хорошей дикцией. Определенные методические требования предъявляются к месторасположению говорящего педагога относительно ребенка с нарушенным слухом. Обязательным условием должно быть наличие наглядного и дидактического материала на всех занятиях и в режимных моментах. Педагог группы, в которой есть ребенок с нарушениями слуха, должен контролировать понимания ребенком каждого задания и каждой инструкций до их выполнения.

Одним из условий обучения и воспитания детей с нарушениями слуха является организация рабочего пространства таких детей. Проверяется наличие исправных слуховых аппаратов или кохлеарного импланта. Специально подготавливаются индивидуальные дидактические пособия. Педагогу необходимо учитывать, что для успешной социализации ребенка с нарушениями слуха необходим опыт коммуникации с детьми и взрослыми. В связи с этим надо включать глухого или слабослышащего ребенка в процесс общения, используя специальные методы, приемы и средства. При этом надо учитывать возможности ребенка и не допускать гиперопеки.

Руководствуясь рекомендациями сурдопедагога и логопеда педагог группы может решать некоторые задачи коррекционной направленности. Например, педагог может стимулировать слухо-зрительное внимание; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас и другие.

Для оформления содержания коррекционного блока адаптированной образовательной программы для детей с нарушениями слуха в данной статье предлагается программно-методическое обеспечение коррекционного дошкольного образования детей с нарушениями слуха.

Можно порекомендовать следующие методические рекомендации, опубликованные в работах известных авторов, посвященных проблемам психолого-педагогического сопровождения тяжелой категории детей с ОВЗ, а именно детей с нарушениями слуха.

Рекомендуемая литература:

  1. Подвижные игры для глухих и слабослышащих // Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под общей ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2002.
  2. Соловьева Т.В., Баранова О.Ю., Фомичева И.А. Взаимодействие специалистов при реализации коррекционной направленности занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 12. .
  3. Соломин В.П., Митин А.Е. Применение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования // Адаптивная физическая культура. – 2010. – № 4 (44).
  4. Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. – М., 1999
  5. Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб. пособие / под ред. С.О. Филипповой, Г. Н. Пономарева.– СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  6. Умнякова Н.Л., Вегера А.И., Коченевская Ю.В. Оценка двигательной активности дошкольников, имеющих нарушения слуха // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 12.
  7. Фетисова С.Л., Фокин А.М., Лебедева Т.С. Подвижные и спортивные игры как средство развития координационных способностей у дошкольников с нарушением слуха // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 12.
  8. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками, имеющими нарушения слуха/под ред. С.О.Филипповой, Т.В.Воробьевой.: Спб 2014
  9. Частные методики адаптивной физической культуры: Уч. пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2004.