Методические рекомендации к обеспечению коррекционного содержания адаптированных образовательных программ дошкольного образования по основным образовательным областям. Для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата и ДЦП

Для оформления коррекционного содержания пяти образовательных областей адаптированной образовательной программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в данной статье предлагается программно-методическое обеспечение коррекционного дошкольного образования детей с нарушениями ОДА.

Для насыщения коррекционным содержанием образовательных областей АОП ДО можно также порекомендовать методические рекомендации, опубликованные в следующих работах, посвященных проблемам развития детей с ОВЗ и ДЦП.

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие

  • Баряева Л.Б., Герасимова Е.О. , Данилина Г.С. и др.Родник: программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего возраста. – СПб ЛОИРО, 1997
  • Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам. – М.: Книголюб, 2007
  • Симонова Т.Н. Система психолого-медико-педагогической реабилитации детей с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича – Астрахань, 2008
  • Кроткова А. В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007

 

Образовательная область: Познавательное развитие

  • Архипова, Е.Ф.Логопедическая работа с детьми раннего возраста М.: АСТ: Астрель, 2007.
  • Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителей. М.,2012
  • Архипова Е. Ф.Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителей. — М.: МОЗАИКА-СИН ТЕЗ, 2012. .
  • Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М.: Книголюб, 2008
  • Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПБ. 2003
  • Титова О.В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. – М., 2004

 

Образовательная область: Речевое развитие

  • Архипова Е. Ф.Логопедическая помощь детям раннего возраста: Учебное пособие. — М.: МОЗА И КА-СИН ТЕЗ, 2014.
  • Архипова Е.Ф.Логопедический массаж при дизартрии М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008
  • Архипова, Е.Ф.Коррекционно-логопедическая работа по преодо­лению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2008.
  • Архипова, Е.Ф.Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М.: Просвещение, 2009.
  • Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1985.
  • Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. – СПб., Детство-Пресс, 2004
  • Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год,
  • Приходько О. Г., Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста – СПб., КАРО, 2008
  • Дедюхина Г.В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М.: Гном-Пресс, 1999.

 

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

  • Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарская, Л.Н., Добровольская Г.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М., 2011
  • Коноваленко С.В. ДЦП: Конструктивная деятельность детей. – М., Книголюб, 2007
  • Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001.
  • Кузнецова Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. – М.,1998.
  • Кононова Н.Г. Коррекция функций у детей с церебральным параличом средствами музыки. – М.: ВЛАДОС, 2008

 

Образовательная область: Физическое развитие

  • Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет. – М., Просвещение, 2007.
  • Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. – М., Просвещение, 2005.
  • Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. –М.: Просвещение, 1991
  • Зельдин Л.М. Развитие движения при различных формах ДЦП. – Москва: Теревинф, 2012
  • Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физвоспитания, М.: ВЛАДОС, 2006
  • Шоо Михаэль. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Academia, 2003.
  • Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2009
  • Малакова И.Б. Абилитация детей с церебральным параличом. Формирование движений .- М.: ГНОМ, 2011
  • Клюева Н.М. Корригирующая гимнастика для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – СПб., Детство-Пресс, 2007
  • Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. – М.,2006

 

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.