Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ДЦП

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. Здоровьесберегающий педагогический процесс при ДЦП – это воспитание и развитие детей в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального развития.

Здоровьесберегающий педагогический процесс при ДЦП – это специально организованное, развивающееся взаимодействие детей с ДЦП, педагогов и родителей, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.

Целью здоровьесберегающих педагогических технологий применительно к ребенку с ДЦП является обеспечение высокого уровня здоровья и воспитание валеологической культуры.

Воспитывают у ребенка с ДЦП осознанное отношение к здоровью, умение оберегать, поддерживать и охранять здоровье. С этой целью уделяют внимание формированию валеологической компетентности, позволяющей ребенку с ДЦП самостоятельно и эффективно решать доступные задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Виды здоровьесберегающих технологий бывают самые разнообразные. К ним относятся: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; валеологическое просвещение родителей, здоровьесберегающие образовательные коррекционные технологии в домашних условиях и детской образовательной организации. Все указанные здоровьесберегающие педагогические технологии необходимы при проведении коррекционного образования детей с ДЦП.

В систему здоровьесбережения входят разнообразные оздоровительные режимы: адаптационный, гибкий, щадящий, сезонный, каникулярный. Предполагается комплекс закаливающих мероприятий: воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, «Рижский метод закаливания» с последущим умыванием холодной водой, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика.

Планируются адекватные и доступные физкультурные занятия всех типов и оптимизация двигательного режима. Организуется традиционная доступная двигательная деятельность детей с ДЦП: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение некоторых подвижных игр, прогулки и другие.

В последнее время стали активно применяться и инновационные технологии оздоровления и профилактики: кинезиотерапия, ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки и другие. Имеет значение для детей с ДЦП организация рационального питания.

Для эффективности коррекционно-педагогического воздействия необходима медико-профилактическая работа с детьми с ДЦП и их родителями.

Основным условием всех планируемых здоровьесберегающих педагогических мероприятий является соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического коррекционного процесса. Кроме того, в организациях, где проходит коррекционное педагогическое образование детей с ДЦП необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Работа по здоровьесбережению с детьми с ДЦП может включать разные направления. Одним из традиционных направлений можно считать интеграцию задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности детей и взрослых.

Широко распространились и внедрились инновационные здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательный процесс. Значимы для детей с ДЦП стали разнообразные формы физкультурно – досуговой деятельности в виде мэйнстрименга при инклюзивном образовании (мэйнстриминг – совместные занятия и досуг детей с нормой и ОВЗ).

Реализация здоровьесберегающих педагогических направлений при ДЦП должны способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни у детей, педагогов и родителей.

В сочетании с комплексным медико-психолого-педагогическим методом ведения ребенка с ДЦП здоровьесберегающие педагогические технологии должны способствовать развитию и совершенствованию физических навыков, психического и речевого развития детей в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка с ДЦП.

В планировании коррекционной работы при ДЦП в образовательных и воспитательных целях и задачах здоровьесберегающие педагогические технологии имеют медико-социально-педагогическую значимость. Можно сформулировать принципы и условия организации здоровьесберегающей образовательной деятельности.

  1. Учет последовательности приемов в формировании культуры здорового образа жизни детей с ДЦП: Последовательная, непрерывная система обучения здоровью на различных этапах коррекционного обучения. Осуществление интегрированного подхода к решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей с ДЦП.
  2. Наличие здоровьесберегающего образовательного пространства для детей с ДЦП: Отсутствие перегрузок. Выполнение санитарно-гигиенических нормативов. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе. Воспитание у детей с ДЦП культуры здоровья, т.е. формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
  3. Учет психолого-педагогических факторов в работе с детьми с ДЦП: Психологический климат на занятиях. Наличие эмоциональных разрядок. Уважительный, толерантный стиль педагогического общения взрослых с детьми с ДЦП. При инклюзивной и/или интегрированной системе образования необходимы специальные мероприятия по налаживанию взаимодействия детей с ДЦП и детей, не имеющих ОВЗ. Введение дифференцированного характера оценивания компетенций детей с ДЦП. Обеспечение здоровьесберегающего подхода при реализации ИПР ребенка с ДЦП.
  4. Обеспечение разнообразной двигательной активности детей с ДЦП: Чередование коррекционных занятий с активно-двигательными видами деятельности: динамические паузы, физминутки, пальцевая гимнастика, ритмопластика, биоэнергопластика, ритмика, мимическая гимнастика и другие здоровьесберегающие педагогические технологии.
  5. Повышение педагогической коррекционной компетенции родителей детей с ДЦП в вопросах здоровьесбережения, образования, коррекции и воспитания ребенка с ООП – особыми образовательными потребностями.
  6. Отсутствие воздействия неблагоприятных для здоровья детей факторов:

Требования к экологическим условиям: наличие чистой воды, аэроклиматических установок, отсутствие патогенности воздушной среды, техногенных вредностей, отсутствие электромагнитных полей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья детей с ДЦП.

Для реализации программы здоровьесберегающего образования детей с ДЦП необходимы: Организация рационального двигательного режима детей. Непрерывное контролирование состояния здоровья детей с ДЦП. Организация рационального образоватеного процесса с учётом формы и степени ДЦП, возрастных и половых особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Создание благоприятного психо-эмоционального климата для комфортного пребывания детей, формирование мотиваций и навыков здорового образа жизни.

В состав здоровьесберегающих технологий при ДЦП включаются приемы полимодальной сенсорной стимуляции. Многочисленные исследования доказали, что стимуляция отдельных органов чувств, способствует усилению активности мозга в целом, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить.

В настоящее время успешно применяются следующие здоровьесберегающие педагогические технологии:

Дыхательная гимнастика;

Артикуляционная и мимическая гимнастика;

Развитие моторики общей, тонкой и артикуляционной;

Биоэнергопластика;

Педагогичекая нейростимуляция;

Зрительная гимнастика; Гимнастика для глаз;

Психогимнастика; Психокоррекционные игры;

Пальцевая гимнастика; Пальчиковый театр;

Пальцевая гимнастика с мячом;

Развитие ориентации в пространстве;

Игры на пространственную активность;

Логопедический массаж, самомассаж, массаж карандашами;

Массаж рефлексогенных зон: Массаж кистей и стоп; Плантарный массаж (стоп); Аурикулярный массаж (ухо);

Массаж волосистой части головы;

Массаж профессора Ауглина при ММД и ДЦП;

Краниопунктура или скальптерапия – массаж определенных зон головы;

Су-Джок терапия и другие методы нейростимуляции;

Кинезитерапия;

Тактильные и сенсорные дорожки, физиороллы, массажные мячи, батут, дорожки для ходьбы и бега;

Дорожки здоровья;

Тренажер Гросса; Вертикализаторы; Ходунки;

Миофункциональная стимуляция для профилактики речевых и ортодонтических нарушений у детей (миофункциональные тренажеры);

Мышечная релаксация;

Бассейны (водный и сухой);

Хаготерапия, Холдинг-терапия и другие.

Ароматерапия; Фитотерапия;

Литотерапия; Песочная терапия;

Библиотерапия;

Вокалотерапия;

Арттерапия;

Хромотерапия;

Сенсорная стимуляция по методу Глена Домана;

Логоритмика; Физкультминутки;

Танцетворчество;

Музыкальная терапия, Пантомимика;

Игротерапия;

Сказкотерапия;

Игры с водой;

Монтессори – терапия;

Ниткография;

Конструирование;

Леготерапия;

Пазлотерапия;

Имагопрофилактика и имагокоррекция;

Рисование: пластилином, природным материалом;

Лепка из глины и пластилина, тестопластика;

Оригами; Бумаготворчество;

Макраме;

Анималотерапия, канистерапия, иппотерапия;

Самообслуживание; Эрготерапия; Трудотерапия;

Каллиграфиотерапия;

ИЛГ – искусственная локальная гипотермия.

Мульттерапия

Речедвигательная гимнастика и другие педагогические здоровьесберегающие технологии.

 

Архипова  Елена Филипповна доктор педагогических наук, профессор г. Москва