Рекомендации к коррекционному содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования детей с нарушениями слуха по основным образовательным областям

Для ребенка с нарушениями слуха в адаптированной образовательной программе все образовательные области программы дошкольного образования должны иметь коррекционно-развивающую направленность.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы является создание условий для всестороннего развития ребенка с нарушенным слухом в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Рекомендуемая литература:

  1. Программа «Воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста» /Л.П. Носкова , Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова; — М., 1991.
  2. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» /Л.А. Головчиц Носкова, Н.Д. Шматко и др. — М., 1991.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Основной целью является овладение детьми навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в группу здоровых сверстников.

Задачами социально-коммуникативного развития являются: формирование у ребенка с нарушениями слуха представлений о самом себе; формирование навыков самообслуживания; формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления; формирование предпосылок и основ экологического воспитания, нравственного отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям; формирование умений использовать речевые средства общения.

Рекомендуемая литература:

  1. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 1995.
  2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. — М., 2001.
  3. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами СПб., ЛЕМА. 2005.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Основной целью является формирование у детей с нарушениями слуха познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Расширение сенсорного опыта, развитие внимания, памяти.

Задачами познавательного развития являются: формирование и совершенствование перцептивных действий необходимых для процесса восприятия; ознакомление и формирование сенсорных эталонов; развитие внимания, памяти; развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает: сенсорное развитие, в процессе которого у детей с нарушениями слуха развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе. При организации работы по сенсорному развитию необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.

Рекомендуемая литература:

  1. Петрова О. А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушением слуха. – СПб, Речь, 2008
  2. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Уч. пособие.- М.: Владос, 2004
  3. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта / под ред. Л. П. Носковой. — М., 1990.

Образовательная область «Речевое развитие»

Основной целью является своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания и самовыражения ребенка.

Задачами развития речи являются:        формирование всех структурных компонентов системы языка – фонематического слуха, лексико-грамматического строя и фонетического оформления речи; формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи в виде диалога и монолога.

Рекомендуемая литература:

  1. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье.–М., 1991.
  2. Новикова О.О., Шматко Н.Д. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет. – М., 2003.
  3. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Серия: Коррекционная педагогика.– М: Владос, 2004 г.
  4. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003
  5. Волкова К. А., Денисова О. А., Казанская В. Л., Методика обучения глухих детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. – М: Владос, 2008
  6. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М.: 2001

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основной задачей является формирование у детей с нарушениями слуха эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, способностей, освоение различных видов художественной деятельности.

В ходе реализации этой образовательной области успешно можно решать и коррекционные задачи.

Рекомендуемая литература:

  1. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В.– М: Владос, 2001.
  2. Изобразительная деятельность и конструи​рование /Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 2001
  3. Речицкая Е.Г., Грачева О.Н. Использование русского фольклора в обучении и воспитании слабослышащих дошкольников. – М.: НЦ ЭНАС, 2003

 

Образовательная область «Физическое развитие»

Основной целью является развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении.

В ходе физического воспитания могут решаться коррекционные задачи. На занятиях по физической культуре решаются специальные коррекционные задачи: формирование пространственных и временных представлений; изучение различных свойств материалов, а также назначения предметов; развитие речи посредством движения; формирование различных видов познавательной деятельности; управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий и игр.

В систему занятий по физическому развитию для детей с ОВЗ включается адаптивная физическая культура (АФК) — комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни.

Адаптивная физкультура обеспечивает лечебное, общеукрепляющее, реабилитационное, профилактическое и коррекционное воздействие на детей с ОВЗ, в том числе и на детей с нарушениями слуха.

Целью АФК является улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством физической активности и спорта и решение конкретных психомоторных проблем, как путем изменения самого ребенка, так и изменения окружающей среды.

Основными задачами АФК являются: формирование у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников; развитие способности к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни. Следующие задачи АФК: формирование компенсаторных навыков, умений использования функций разных органов вместо нарушенных; развитие способности к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе. Задачи АФК: формировать потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности; формировать осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; формировать желание улучшать свои личностные качества.

 

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.