Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования

Реформирование российского дошкольного образования предусматривает инклюзивное образование. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольной образовательной организации (ДОО) на условиях инклюзивного образования требует от педагогов повышения своего профессионального уровня. В первую очередь надо познакомиться с разными категориями детей с ОВЗ, узнать, в чем заключается структура дефекта разных видов проявлений ОВЗ.

В программе «От рождения до школы» представлен раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика», который регламентирует работу с детьми с ОВЗ. В категорию детей с ОВЗ входят различные отклонения в развитии, а также входят и дети с тяжелыми нарушениями речи.

В законе об образовании в РФ четко отмечено кто же относится к категории ОВЗ. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом (психическом) развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. К группе детей с ОВЗ относятся дети: с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития (ЗПР); с нарушениями интеллектуального развития, вследствие органического поражения мозга; с нарушениями эмоционально-волевой сферы, расстройствами акустического спектра (РДА); с комплексными (сложными) нарушениями развития.

Ребенок, которому ПМПК в своем заключении после обследования рекомендует создание специальных образовательных условий, должен в ДОО обучаться по адаптированной образовательной программе (АОП). Такого ребенка ПМПК направит в комбинированную, инклюзивную группу в ДОО.

Может быть, что ПМПК ребенку с ОВЗ рекомендует другой образовательный маршрут. В этом случае ребенок, которому ПМПК в заключении после обследования рекомендует создание также специальных образовательных условий, но он должен в ДОО обучаться по адаптированной основной образовательной программе (АООП). Такого ребенка ПМПК направит в компенсирующую группу в ДОО.

В законе об образовании в РФ и в ФГОСДО приводится формулировка адаптированной образовательной программы: адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В адаптированной образовательной программе учитываются особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности и при необходимости обеспечивается коррекция нарушений развития и социальная адаптация указанных лиц.

Раскроем категорию детей с тяжелыми нарушениями речи.

Это одна из самых распространенных категорий детей, посещающих ДОО. Речевые нарушения очень разнообразны, что зависит от причин их вызывающих. Самые тяжелые нарушения речи связаны с поломкой анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речевого акта. К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия.

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга.

Дизартрия. Это речевое нарушение связано с поражением двигательных отделов центральной нервной системы. При дизартрии нарушается произносительная сторона речи, звукопроизношение и просодия. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия характеризуется поздним развитием речи. В дальнейшем речь плохо понятна для окружающих. Самая тяжелая дизартрия бывает у детей с детским церебральным параличом. При дизартрии нарушается и звукопроизношение и интонационно-выразительная сторона речи. Дизартрия проявляется в разных формах и степенях. Наиболее распространенной в настоящее время является «стертая степень» дизартрии. Ребенок со стертой дизартрией имеет нарушения звуковой и интонационно-выразительной сторон речи. Голос и дыхание во время речи у таких детей ослаблены. Речь часто ускорена, а голос тихий. Нарушены модуляции голоса по высоте и силе. Ребенок затрудняется в произнесении слов усложненной слоговой структуры. Разборчивость речи ухудшается в зависимости от объема речевого материала. Поэтому дети не могут выступать на детских праздниках и читать стихи. Самым заметным дефектом является нарушенное звукопроизношение. У ребенка могут быть изолированно поставлены все звуки, но в речи ребенок по-прежнему их искажает. Даже поставленные звуки не используются в речи и не закрепляются при их автоматизации.

Алалия моторная. Это полное отсутствие собственной речи или ее системное недоразвитие. У ребенка отсутствуют языковые средства общения с окружающими. Ребенок использует при общении мимику, выразительные жесты и крик. Это тяжелое речевое недоразвитие связано с поражением корковых моторных отделов мозга. При отсутствии собственной речи, ребенок понимает обращенную речь, выполняет инструкции, владеет предметной и игровой деятельностью. С возрастом в 3-5 лет появляется у «безречевого» ребенка речевой негативизм. Такой ребенок осознает свою речевую несостоятельность и уходит от общения, замыкается.

Алалия сенсорная. Это полное отсутствие понимания обращенной окружающей речи или грубое ее нарушение. Возникает это тяжелое речевое недоразвитие вследствие поражения сенсорных зон коры мозга. Такой ребенок похож на глухого или умственно отсталого ребенка. Не понимая обращенную речь, и не обращая внимания на речь, ребенок может много говорить, но речь его состоит из бессмысленных звукосочетаний и даже словосочетаний. Ребенок с сенсорной алалией не реагирует на громкие звуки и громкую речь, но на тихие звуки и тихую речь может обращать внимание и прислушиваться.

Афазия детская. Афазия это распад имевшейся ранее у ребенка речи. Чаще всего это связано с органическим поражением коры мозга в период после формирования речи. Афазия проявляется разными формами в зависимости от места локализации поражения в коре мозга. В одних случаях полностью пропадает собственная речь, а понимание ее сохраняется. В других случаях полностью пропадает понимание речи, а появляется бессвязная речевая активность, которая не может служить средством общения. Бывают варианты, при которых нарушается речевая память, и ребенок забывает слова необходимые для выражения своей мысли.

Заикание. При заикании нарушается темпо-ритмическая организация речи вследствие судорог в мышцах речевого аппарата. Судороги могут охватывать дыхательные мышцы и тогда выраженные сбои дыхания дают тяжелые запинки в речи. Судороги могут возникать в голосовом отделе и тогда голосовые складки не могут правильно работать. Если же судороги локализуются в ротовой полости, то страдает артикуляция звуков. В тяжелых случаях речь отсутствует из-за постоянных судорог. Заикание сопровождается нарушением эмоциональной сферы, некоторыми двигательными особенностями (сопутствующие движения), рядом психологических особенностей. Заикание рассматривается как прогрессирующее нарушение речи. Начинается заикание с повторов звуков или слогов, а потом постепенно перерастает в более тяжелое заикание. Более тяжелое заикание возникает, когда появляются судороги тонического характера. Тогда в словах появляются непроизвольные паузы, остановки, сопровождающиеся и остановками в дыхании.

Общее недоразвитие речи. К общему недоразвитию речи относятся сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Самыми тяжелыми является первый и второй уровни речевого развития.

При первом уровне речевого развития (ОНР) отсутствует общеупотребительная речь, когда у других сверстников в этом возрасте речь уже является полноценным средством общения. Такие дети характеризуются полным или почти полным неумением пользоваться обычными речевыми средствами общения. Дети этого уровня общаются при помощи «лепетных» звуков и жестов. Для детей этого уровня характерно стойкое и длительное отсутствие речевого подражания, трудность в овладении новыми словами. У детей развитие понимания речи отстает от возрастной нормы. Почти полностью отсутствует понимание значений грамматических изменений слова.

При втором уровне речевого развития общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой начальные этапы развития общеупотребительной речи. При этом грубо нарушено формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики и слоговой структуры слов. Дети используют в обще­нии простые или искаженные фразы. Словарный запас обиходных слов крайне бедный. В речи практически отсутствуют предлоги и отмечаются грубые ошибки в грамматическом строе при построении предложения. Речь таких детей плохо понятна и несовершенна относительно возраста детей. Функция общения крайне затруднена.

Ринолалия. Ринолалия характеризуется нарушением тембра голоса и звукопроизношения, обусловленным анатомо-физиологическим дефектом речевого аппарата. Ринолалия по своим проявлениям отличается от других нарушений речи наличием измененного назализованного (носового) тембра голоса. Артикуляция звуков и голос существенно отличаются от нормы.

Самой сложной и тяжелой формой является «открытая» ринолалия, возникающая вследствие врожденного расщепления мягкого или твердого нёба. При этом дефекте отмечается позднее появление речи. Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива из-за носового оттенка.  Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи. Все это затрудняет развитие социализации и коммуникативных функций у ребенка с ринолалией.

При разработке адаптированных образовательных программ для разных категорий детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо ориентироваться на коррекционные программы, утвержденные, апробированные и рекомендованные к использованию, на авторские методики и инновационные технологии.

 

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.