Советы педагогам и родителям при заикании детей

Заикание относится к тяжелым нарушениям речи. В  учебниках по логопедии приводится следующее определение этого речевого дефекта. Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц  речевого аппарата.

К органам речевого аппарата относятся: дыхательный отдел и его основная мышца – диафрагма;  голосовой отдел и его основная  мышца – голосовые складки; артикуляционный отдел, к  которому относятся губы,  язык, мягкое небо и другие органы.

Заикание возникает из-за судорог в мышцах речевого аппарата.  Судороги могут локализоваться  у одних детей с заиканием в артикуляционном отделе, у других   в голосовом  или в дыхательном отделе. По типу судорог, периодически возникающих в процессе речевого общения  в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническая,  тоническая,  смешанная  форма заикания.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой возникают запинки в речи – повторяются звуки или слоги. На этой стадии своевременная и адекватная психолого-педагогическая  помощь ребенку может остановить дальнейшее развитие заикания. Комплексная психолого-педагогическая  помощь ребенку должна оказываться не только специалистом, но и родителями и педагогами ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальный педагог, воспитатель). Выполнение всеми участниками определенного «речевого режима»,  «правил речи» и соблюдение коррекционных рекомендаций в отношении  психо-эмоциональных  нагрузок  будет способствовать снижению  частоты и активности судорог, провоцирующих запинки в речи.

Если ребенок с клонической  формой заикания не получил комплексной психолого-педагогической  помощи, то запинки закрепляются и формируется стойкий патологический стереотип  речи с запинками.  И тогда со временем клоническая форма заикания   переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки и паузы в начале или середине слова. Эта стадия говорит о том, что у ребенка заикание возникло давно,  и он не получал  специальной психолого-педагогической   помощи, направленной на профилактику заикания. У ребенка уже сложился стойкий патологический стереотип речи с запинками. Для устранения такого заикания требуется уже комплексный медико-психолого-педагогический  подход и лечение на протяжении длительного времени. Поэтому у специалистов в этой области есть положение: заикание легче предупредить, чем устранить.

Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог). Этот вид заикания свидетельствует  о наличии двух видов судорог  и о том, что заикание  переходит в более серьезную стадию и закрепляется. Это говорится о прогрессировании этого тяжелого нарушения речи.

Заикание является очень сложным нарушением речи,  при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов и пауз в середине слова. Может проявляться в виде частых остановок или  в нерешительности начать говорить. В результате нарушается ее ритмичное течение и плавность. Заикание препятствует  ребенку  в полноценном  речевом общении  с окружающими.

Кроме разнообразных речевых  судорог у заикающихся детей встречается и другая патологическая симптоматика: нарушение темпо-ритмической организации в общей моторики. Могут быть сопутствующие или даже насильственные движения в скелетной мускулатуре, уловки, помогающие ребенку скрыть запинки и ритмизировать речь.  Например, если ребенок делает запинки   на первом звуке «п» в слове папа, то он ищет другое слово без звука «п» и заменяет на другое слово – отец. Постепенно появляется  психологическая  фиксированность на  своем дефекте. С этого момента может появиться страх перед говорением – логофобии, что может появиться уже к концу дошкольного возраста.

Заикание может появиться  в любом возрасте у детей и взрослых.  Наиболее часто у детей заикание  возникает в период от 2 до 5 лет. У некоторых детей с бурным развитием  фразовой речи заикание может появиться  в  возрасте 2-3 лет.  У детей  с поздним общим развитием речи заикание может возникнуть после 4-5 лет. В любом случае  заикание появляется у некоторых детей в период формирования фразовой речи,  когда речь становится средством общения.

Течение заикания у детей  может быть различным,  например, может быть  постоянный тип течения заикания.  При этом типе заикания,  ребенок проявляет запинки в речи во всех речевых ситуациях.

При волнообразном типе течения заикания у ребенка бывают периоды, когда запинки в речи не  проявляются. И появляется ложное предположение, что  заикание исчезло.  Чаще всего заикание вновь «неожиданно» возвращается и, как правило, в более сильной степени.

При рецидивирующем типе течения возникают обострения заикания, что чаще всего бывает в осенне-весенний период. Каждое обострение сопровождается усилением степени заикания и усилением других сопутствующих патологических симптомов.

Поэтому для определения путей профилактики или способов избавления от заикания, необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи – заиканию. Для этого специалисты проводят  комплексное обследование, чтобы выявить причины, вызвавшие запинки,  клонические судороги  или  тонические судороги, которые провоцируют прерывание речи необоснованными паузами. При обследовании можно   выявить наследственную предрасположенность  к заиканию,  неправильное воспитание ребенка, психотравмирующие ситуации и другие значимые факторы. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу коррекционных логопедических занятия с ребенком.

Кроме занятий специалистов важно, чтобы и в детском саду и дома поддерживался коррекционный речевой режим:  соблюдались «правила речи» и  коррекционные рекомендаций в отношении психо-эмоциональных  нагрузок. К таким рекомендациям, которые определяет специалист, занимающийся с заикающимся ребенком, относится: «режим молчания», «режим ограничения речи», «щадящий речевой режим», «специальный охранительный режим» и многие другие.

Для воспитателей и родителей можно  сформулировать следующие рекомендации, касающиеся создания коррекционного режима для заикающегося ребенка, находящегося в ДОО. Эти же рекомендации следует выполнять и в домашних условиях. Соблюдение  рекомендаций, как родителями, так  и педагогами ДОО будет способствовать устранению заикания и выработке навыка правильной плавной речи.

Правила речи  для  заикающихся  детей

Воспитатели,  педагоги  и родители должны овладеть этими правилами речи и демонстрировать заикающемуся ребенку правильные образцы речи. Вот эти правила.

Говорить следует  в замедленном темпе и спокойно,  четко проговаривать все гласные звуки.  При произнесении гласных надо четко их артикулировать и открывать рот. Не следует говорить через стиснутые зубы. Все гласные звуки  должны произноситься   с четкой  и активной работой губ.  Например, для звука «и» губы растянуты в стороны  и в улыбку, для звука   «у» губы складываются в  трубочку,  для звука «о» губы собираются в хоботок.  Во время  речи следует опираться на гласные звуки и произносить их  не редуцированно (сокращенно),  а с акцентом и четко, а вот согласные звуки наоборот следует  произносить легко, поверхностно и без акцента на них. Согласные звуки произносятся на выдохе.  Перед  высказыванием следует  продумать, что  хотелось бы  сказать, какой задать вопрос, какую подать реплику. Рекомендуется смотреть в глаза собеседнику, человеку,  к  которому обращаешься. При ответе на вопрос также следует сначала увидеть глаза того, кто задал вопрос, не торопится с ответом, подумать и не торопясь дать ответ.  Надо выбирать оптимальную громкость голоса  во время речи. Не следует говорить тихо и очень громко. Во время речи необходимо следить за осанкой тела, положением головы и конечностей. Если говорить приходится стоя,  то необходимо  стоять ровно, ноги должны быть расставлены на  ширину плеч. Если говорить приходится сидя, то ноги не должны быть перекрещены под столом, а также должны  находиться расставленными  в положении на ширину плеч. Сидеть также надо с прямой спиной,  с опорой на спинку  стула, плечи при этом должны быть опущены. Кисти рук не должны быть сжаты в кулаки.  Не рекомендуется запрокидывать голову  назад  к спине и опускать подбородок  на грудь во время речи. Во время речи   подбородок относительно шеи  должен быть под  прямым углом. Начинать говорить надо на выдохе. Не рекомендуется говорить высоким голосом, а по возможности тон голоса понижать. Если  первое слово предложения начинается с гласного звука, то  начинать надо  тихо и несколько пониженным тоном голоса.  Длинную фразу следует  делить на смысловые отрезки. Каждый такой отрезок произносить нужно как короткую фразу. Между отрезками фразы рекомендуется соблюдать  паузы.  Чтобы речь была спокойной и уверенной нужно растягивать произношение  первых гласные в предложении и связывать все слова предложения между собой. Очень важным   средством   выразительности речи  является  использование  интонационных  средств: пауз, логического ударения, выразительных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, четкой дикции, неторопливого темпа речи  и  мягкого тембра голоса. Очень большая роль в  речевой коммуникации отводится кинесике. Это разнообразные выразительные жесты, мимические движения, улыбка и другие. Заикающимся , у которых нарушается речевая коммуникация, очень важно  дать дополнительные средства выразительности речи  в виде кинесики и средств  просодии.

Чтобы успешнее проводилась   коррекционная работа   с заикающимся  ребенком по выработке у него  новых правильных навыков плавной и выразительной  речи, нужно соблюдать следующие  условия.

Советы для педагогов и родителей

Если ребенок заикается, то ему нельзя делать  замечания со словами говори хорошо, говори медленно, расслабься,  вдохни перед началом речи и другие замечания,   касающиеся его речи.  При ребенке не следует произносить, что он «Заикается».  Если заикающийся ребенок посещает группу в ДОО, то воспитатели не должны при других детях  обращать внимание на  сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него слова,  которые он не может договорить из-за заикания.  Если сам воспитатель не обратит  своего внимания  на запинки в речи ребенка,  то другие дети не заметят проблемы в речи заикающегося. Воспитатель должен  предупреждать и не допускать, чтобы дети дразнили ребенка, обзывали, исключали из общих игр.  Во время разговора надо давать заикающемуся  ребенку почувствовать,  что  внимательно  и спокойно слушают то, о чем  он говорит.  При этом совсем  не обращают внимания  на то,  как ребенок говорит.  Надо дать  возможность договорить ребенку, не перебивать и не торопить его речь.  Надо поддерживать постоянный  зрительный контакт с ребенком  и терпеливо ждать пока заикающийся закончит  свое высказывание.  Не рекомендуется  задавать много вопросов ребенку. Речь воспитателя и родителей с ребенком при заикании должна быть неспешной («ленивой»). Заикающегося ребенка нужно поощрять и хвалить как можно чаще и как можно естественней, даже если у него что-то  не получается. При этом не рекомендуется гладить ребенка по голове и вообще трогать его голову. При занятиях с заикающимся ребенком надо учитывать его интересы и поддерживать его инициативу в игре. Не следует требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей. Надо  принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания состоит из двух блоков. Первый блок  направлен  на   лечебно-оздоровительные мероприятия. Эти мероприятия организует врач, который проводит лечение  специальными медикаментами, назначает лечебные процедуры, лечебную физкультуру и другие.

Второй блок посвящен  коррекционно-педагогическому воздействию. В  этом воздействии принимают участи все участники педагогического коррекционного процесса в ДОО, а также родители  заикающегося ребенка. Основную коррекционную работу проводят логопеды и психологи. Обязательными  и регулярными  должны быть логоритмические  занятия. Все другие педагоги ДОО осуществляют психолого-педагогические коррекционные  мероприятия по рекомендациям логопеда, психолога и врачей.

Так как заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающим не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности  ребенка  – соматическую, неврологическую, психологическую, моторную,  личностную и другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его исправить.

Поэтому раннее выявление заикания  и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания.

 

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.