Работаем по программе «От рождения до школы» с детьми младенческого и раннего возраста в период адаптации ФГОС ДО в систему работы ДОО

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Задачи и содержание психолого-педагогической работы  с детьми от рождения до года. Сохранять, укреплять здоровье  и способствовать физическому развитию. Поддерживать эмоционально-положительное состояние.   Способствовать  формированию движений руки,  умению ползания и ходьбы. Формировать зрительные и слуховые ориентировки.

Развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять подготовительную работу по овладению активной речью. Поощрять попытки  детей включаться в процесс самообслуживания. Поддерживать эмоциональную отзывчивость детей. Пробуждать интерес к игрушкам, картинкам, музыке, пению. Активно помогать ребенку в освоении соответствующих возрасту умений.

Для следующей возрастной группы детей задачи усложняются. Ребенок  сможет с ними справиться,  если он преодолел и освоил задачи, обозначенные  в предыдущем возрасте (с рождения до года). Если же ребенок,  по каким-то причинам не выполняет показатели первого года жизни, то он не сможет освоить  и показатели второго года жизни. Так как умения и навыки первого года жизни являются базисными для последующего развития ребенка.

Задачи и содержание психолого-педагогической работы с детьми от года до двух лет. Продолжать укреплять здоровье детей, развивать основные виды движений. В режимных процессах формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности. Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении. Пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы. Формировать умения выражать словами,  короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого. Использовать  обстановку и общение  для развития  восприятия, мышления, внимания, памяти. Формировать умение действовать с игрушками, предметами  из окружения в соответствии с их  назначением. Подражать игровым действиям взрослого. Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр.

Формировать навыки культуры поведения (здороваться, прощаться, благодарить). Формировать умение бережно относиться к растениям и животным. Развивать эстетическое восприятие. Обращать внимание  на запахи, звуки, цвет, размер предметов. Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации. Развивать интерес к музыке. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт.
Поощрять    самостоятельную деятельность детей. Предоставлять им возможность играть с разнообразными дидактическими материалами.

Приучать доводить начатую игру до конца. Формировать умение играть, не мешая сверстникам.

Для особого ребенка, который испытывает трудности при освоении образовательной программы по разным образовательным областям и не осваивает знания, умения и навыки, свойственные  его возраста, необходимо использовать другой образовательный маршрут.

Следует учитывать не возраст ребенка, а возраст его функциональных возможностей. В этом случае мы предлагаем ребенку более простые задания, характерные для детей более раннего возраста. Это значит, что мы опираемся на уровень его актуального развития, чтобы сформировать предпосылки  для зоны его ближайшего развития. Этот принцип развития был предложен отечественным психологом Л.С. Выготским. Этот поход  доказал свою эффективность в работе с детьми с ОВЗ.

Пошаговый  путь освоения особым ребенком на первом году жизни    определенных умений можно представить в виде следующей направлений развивающего взаимодействия. Предусматривается стимуляция и развитие:

общей моторики;

тонкой и мелкой моторики рук и пальцев,

зрительного восприятия;

слухового восприятия;

стимуляции  доречевой  активности – гуления  и трех этапов лепета; предпосылок понимания речи;

эмоционально – коммуникативных функций;

предпосылок самообслуживания;

предпосылок формирования мышления;

предпосылок предметной деятельности.

Мы назвали здесь десять линий развития детей младенческого возраста. Еще можно сказать, что мы показали  десять направлений  стимулирующего и развивающего взаимодействия с ребенком, испытывающим уже в первый год жизни особые образовательные потребности.

Методический материал по реализации этого пошагового, образовательного, стимулирующего и развивающего маршрута для детей с ООП представлен в книге «Ранняя диагностика и коррекция проблем развития ребенка. Первый год жизни», выпущенной издательством Мозаика-Синтез в 2012 году. 

Структурно методический материал в вышеназванном пособии представлен в виде  пяти возрастных периодов детей:

Первый период от рождения до трех месяцев.

Второй период от трех месяцев до четырех месяцев.

Третий период  от четырех месяцев до шести месяцев.

Четвертый период от шести месяцев до девяти месяцев.

Пятый период от девяти месяцев до двенадцати месяцев.

Соответственно в каждом периоде представлен  фактический материал по онтогенезу формирования десяти линий развития и далее следуют методические рекомендации по проведению пошагового развивающего, стимулирующего взаимодействия.

Для ребенка с ООП очень важно  многократное закрепление новых умений. С этой целью следует рекомендовать родителям продолжать стимулирующее развитие и в домашних условиях,  предлагая использовать это же методическое пособие.

Повышение педагогической абилитационной компетенции родителей ребенка одно из главных условий эффективного и поступательного развития ребенка.

Для продолжения психолого-педагогического  развивающего и коррекционного взаимодействия  с ребенком с ОВЗ после года и до трех лет педагогам ДОО и родителям этих детей можно использовать методические рекомендации и конкретные приемы, представленные в книге:

Логопедическая помощь детям раннего возраста, опубликованной издательством Мозаика-Синтез в 2015 году. 

Педагогу, работающему с детьми младенческого и раннего возраста, полезными будут знания   следующих ориентиров, указывающие на определенные проблемы в развитии ребенка. Эти знания нужны как  для своевременного выявления индивидуальных особенностей детей, так и для определения особых их образовательных потребностей, что поможет педагогу  выбрать образовательный маршрут ребенку.  Мы их представили по месяцам в виде следующих ориентиров.

В 1 месяц не следит глазами вправо- влево за отклонением луча фонарика .

В 2 месяца не прислушивается к колокольчику, не следит за лицом матери, погремушкой.

В 3 месяца не удерживает голову в вертикальном положении, не улыбается в ответ на улыбку.

В 4 месяца не тянет руки к игрушкам.

В 5 месяцев не переворачивается со спины на живот.

В 6 месяцев не проситcя на руки к матери.

В 7 месяцев не стучит игрушкой по столу.

В 8 месяцев не стоит  при поддержке за руки.

В 9 месяцев не ползает вперед.

В 11 месяцев не реагирует на своё имя.

В 12 месяцев не делает шаги, держась за руки взрослого, не подаёт игрушки.

В 13 месяцев не стоит сам хотя бы 10 сек.

В 15 месяцев не пользуется словами – мама, папа.

В 16 месяцев не ходит свободно, не повторяет простые слова за взрослым.

Эти негативные симптомы могут возникать по разным причинам. В ряде случаев раннее начало, стимулирующих  и развивающих психолого-педагогических взаимодействий с ребенком, включает компенсаторный  механизм, открывает   потенциальные возможности ребенка благодаря поступлению полисенсорной стимуляции, развивающей мозг ребенка.

В последние годы   все больше выявляется детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). До недавнего времени применялось другое нозологическое определение этого особого развития детей – ранний детский аутизм (РДА). Признаки РАС у ребенка проявляются очень рано. Чрезвычайно важно своевременно выявить особенности этого нарушения, определить правильное  и адекватное взаимодействие с ними.

Раннее психолого-педагогическое взаимодействие с использованием полисенсорного стимулирования, с учетом их индивидуальных особенностей,  поможет быстрее ребенку наладить контакты с близкими и  педагогами. Появление первых социальных контактов у этой категории детей способствует  включению их в образовательный процесс на основе адаптированных программ.  В данной статье приводим проявления РАС у детей раннего возраста.

Некоторые проблемы в ранней социализации:  дети не  интересуются эмоциональными играми, например, “ку-ку»  или другими играми, где нужно взаимодействовать. Ребенок может  сопротивляться, когда мать держит его на руках, обнимает. Может при этом кусать, мать быть жестоким к родным. Сопротивляется при попытке матери  взять ребенка на руки. Не проявляет интерес к играм других детей и к игрушкам. Не замечает, когда родители уходят или возвращаются домой.  Не проявляет эмоционального отношения  к родителям. Не проявляет привязанности к ним.

Некоторые проблемы в ранней коммуникации: дети, страдающие аутизмом, часто не чувствуют окружающую обстановку и затрудняются в установлении визуального контакта. Избегает визуального контакта Когда они в чем-либо нуждаются, они часто прибегают к “ведению руки”. Ребёнок кладет руку взрослого на нужный ему предмет и  использует родителя или взрослого как инструмент для получения желаемого. Ребенок не реагирует на окружающую обстановку.

Некоторые особенности в поведении детей с РАС: отмечаются стереотипные размахивание, похлопывания руками. Увлеченное рассматривание  ритмично двигающихся предметов, например,  лопастей вентилятора.  Стереотипное вращение на одном месте.  Выстраивание в линейку любых предметов и игрушек, например, машинок, карандашей. К особенности в поведении детей с РАС относятся и симптомы самоповреждения. Так, ребенок причиняет сам себе травмы. Он может биться головой, кусать сам себя, царапать себе кожу до возникновения ран, выдергивает пучки волос  у себя на голове. При этом ребенок  не проявляет признаков боли.  В некоторых случаях у ребенка с РАС отсутствует осознание ситуации опасности, и такой ребенок не  распознает ситуации,   в которых может травмироваться.

Некоторые особенности в двигательном развитии и двигательном поведении детей с РАС: у  некоторых возможно проявление необычных двигательных навыков в одной области. При этом более простые  умения не доступны. Например,  с трудом удается ездить на трехколесном  велосипеде. Не могут сидеть и отталкиваться ногами на каталке-машинке. У многих выраженные проблемы  в развитии мелкой моторики. Возможны нарушения  координации. Встречаются дети с ранними проявлениями РАС с выраженной моторной неловкостью или с исключительными возможностями  равновесия. Иногда отмечаются странности походки – ребенок ходит, наступая не на полную стопу, а  на кончиках пальцев ног – на  «мысочках».

Некоторые проблемы в сенсорном восприятии и развитии: некоторые дети с РАС  могут быть болезненно  чувствительны  к некоторым звукам, различному шуму. Есть дети, которые испытывают дискомфорт от определенной фактуры одежды или  текстуры  предметов. Встречаются дети с Рас, которые боятся новой обстановки и новых   сенсорных впечатлений.

При этом ,чем больше число сенсорных воздействий, тем выше вероятность искажения поведения. Например, могут не воспринимать все новое  и отказываться от новых игрушек. Встречаются дети,  которые  испытывают панические страхи при попытке подстричь ногти на руках и ногах, волосы. Боятся любых водных процедур.  Нарушение слухового восприятия может выражаться в том, что ребенок совсем не реагирует на громкие звуки, из-за этого может казаться глухим, так как не вздрагивает даже на очень громкие и неожиданные звуки. В другом случае он слышит и реагирует на тихие звуки. Есть дети, которые очень избирательно реагируют на звуки и музыку.

Мы привели достаточно подробно, но далеко не полно, симптоматику ранних проявлений РАС у детей.  Так как такие дети все чаще появляются в группах ДОО. Диагнозы этим детям ставят  достаточно поздно. После длительного и  многопланового обследования  (после трех – четырех – пяти лет). И значит все эти долгие годы ребенок с РАС,  с не  подтвержденным диагнозом,  не получает адекватной психолого-педагогической помощи ни в ДОО, ни дома. А среди этих детей есть талантливые, очень способные дети, с высоким уровнем интеллектуального развития.

При ранней  и адекватной психолого-педагогической помощи эти дети постепенно начинают включаться в общение с окружающими, начинают социализироваться  и осваивать образовательные программы не только в ДОО, но и школьные, программы средних профессиональных образовательных организаций, а также программы высших учебных образовательных организаций.

Далее мы хотели бы  рекомендовать педагогом ДОО в работе с со всеми детьми младенческого возраста соблюдать следующие правила и особенности общения взрослого с ребенком. Эти принципы особенно значимы при общении с детьми, имеющими особые образовательные потребности, или  при первых проявлениях отставания в развитии детей, первых признаках ОВЗ.

При общении с ребенком взрослый должен:

  • говорить медленно, делая длинные паузы;
  • использовать выразительную мимику и жесты;
  • приближать к ребенку и удалять от него свое лицо;
  • при голосовой и лепетной активности ребенка, отвечать ему теми же звуками из его лепетного репертуара, устанавливая, таким образом, диалог.

Ожидаемые реакции от ребенка, в ответ на такой  процесс общения с взрослым:

  • смотрит в глаза взрослого;
  • глаза ребенка широко открыты;
  • губы вытянуты «трубочкой»;
  • ребенок ответно подает голос, вокализирует, гулит, лепечет;
  • проявляет «комплекс оживления» после трех месяцев в виде двигательной активности, улыбки и голосовых реакций .

Ожидаемые реакции от ребенка, в ответ на  общение с взрослым,  при утомлении:

  • отводит или закрывает глаза;
  • отворачивает голову;
  • подносит руки к голове, заводит их за голову;
  • хнычет, начинает плакать;
  • в крайних случаях бывают срыгивания и рвота.

Кроме того есть определенные требования к речи педагогов ДОО. Перечислим эти правила:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка. При необходимости устранять дефекты речи.
  2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь с хорошей дикцией.
  3. Использовать в своей речи литературное произношение, применять законы и нормы орфоэпии.
  4. Стремиться правильно использовать интонационно-выразительные средства в своей речи.
  5. В общении с детьми пользоваться речью несколько замедленного темпа и умеренной громкости голоса.
  6. В доступной форме, применяя связные высказывания, передавать содержание текстов. Точно использовать по смыслу слова и грамматические конструкции предложений.
  7. Не допускать при общении с другими лицами в ДОО грубых интонаций и повышенного тона голоса.

В последующих статьях рубрики «Особый ребенок в ДОО» планируется привести особенности развития в младенческом и раннем возрасте других категорий детей с ОВЗ.

Рекомендуемая литература

  1. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития ребенка. Первый год жизни. – М., 2012г.
  2. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста.- М., 2015г.
  3. Борисенко  М.Г., Датешидзе  Т.А., Лукина  Н.А. Учимся слушать и слышать. — СПб., 2003
  4. Галанов А.С.  Психическое  и  физическое  развитие  ребенка  от рождения до года. — М., 2001.
  5. Голубева Л.Г., Лещенко М.В., Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста. — М., 2002
  6. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М., 2003
  7. Диагностики  психического  развития  детей  от  рождения  до  3  лет. Е.О. Смирнова , Л.Н. Галигузова , Т.В. Ермолаева  и  др. — СПб., 2005
  8. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / Под ред. Е.А.Стребелевой, Г. А. Мишиной. — М., 2002

2 Comments

  1. Татиана

    Чётко, лаконично, доступно, структурированно. Очень полезно. Готовый материал для консультации педагогам. Низкий поклон Вам, Елена Филипповна

  2. Наталья

    Отличная статья. Я думаю, она полезна будет не только узким специалистам, но и родителям, чьи дети испытывают трудности в речевом общении.
    Удачи Вам, Елена Филипповна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *