Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с перинатальной энцефалопатией

Архипова Е.Ф., канд. пед. наук, профессор МГГУ им. М.А. Шолохова

Данные медицинской статистики свидетельствуют об увеличении числа детей, родившихся с перинатальной патологией (ПЭП). Отсутствие своевременной помощи в этих случаях приводит к развитию стойких речевых нарушений.

Проблема перинатальной энцефалопатии (ПЭП) у детей с ранними органическими поражениями мозга приобрела особую актуальность в последние десятилетия в связи с увеличением числа таких детей до 60-70% в общей детской популяции [2,c.1,3,9,13].

Обычно диагноз ПЭП к концу первого года жизни снимается, т.к. в результате медицинского воздействия выраженные нарушения компенсируются. Но наши длительные наблюдения показывают, что развитие этих детей к возрасту 4-5 лет характеризуется различными речевыми нарушениями: общее недоразвитие речи, дизартрические расстройства  и др.

Особенно прогностически неблагоприятным признаком является недоношенность, осложненная ПЭП (около 10%). Как следствие ПЭП у недоношенных детей к концу первого года жизни часто диагностируется тяжелое поражение центральной нервной системы, детский церебральный паралич – ДЦП.

Обследования детей раннего возраста с последствиями ПЭП показывают, что наиболее частыми являются речевые расстройства – 50,5%, расстройства эмоционально-волевой сферы – 29,2%. Все чаще встречается ранний детский аутизм (РДА) – 12,3%; нарушения поведения и внимания – 7,7%; повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов – 9,2%.

Первые подходы к решению проблемы ранней помощи детям с ПЭП связаны с именами ученых К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, Л.Т. Журбы и др. Они в 70-х годах XXв.заложили основы разработки в теоретико-методологическом и методическом плане проблемы ранней коррекционно-логопедической и психолого-педагогической помощи детям с ПЭП с первых месяцев жизни. Научные положения ранней диагностики и путей коррекционного психолого-педагогического и логопедического воздействия разработаны и являются базовыми. В апробации инновационных на тот период идей принимали непосредственное участие И.Ю. Левченко, Е.Ф. Архипова, О.Г.Приходько.

В настоящее время разрабатывается федеральная система ранней помощи детям с особыми образовательными потребностями. На базе ИКП РАО создан «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии». Определены направления деятельности Центра.

Таким образом, в государственном масштабе поставлена задача осуществить программу ранней помощи детям. Создан проект программы единой государственной системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии. Опорными элементами создаваемой системы в регионах могут быть областные, городские и муниципальные психолого-медико-социальные центры, реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические комиссии, группы кратковременного пребывания при общеобразовательных и специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях.

В настоящее время помощь детям раннего возраста находится в ведении двух министерств: Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в связи с чем наряду с позитивными процессами в этой сфере отмечаются и недочеты: недостаточность взаимодействия этих структур; отсутствие нормативно-правовой базы интеграции, недостаточность обеспечения методической и нормативной литературой; недостаточное развитие информационной базы для населения в социальных институтах, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями здоровья; отсутствие связующего звена в системе взаимодействия семьи и различных ведомств.

Существующий порядок пока не обеспечивает детям раннего возраста комплексной помощи, так как сосредотачивает свое внимание в основном на детях дошкольного и младшего школьного возраста. Дети младенческого возраста с ПЭП не получают квалифицированной психологической и логопедической помощи.

Предлагаемая реконструкция отечественной системы специального образования и создание нового структурного элемента потребует существенного увеличения финансирования, что безусловно может задержать реализацию оказания ранней помощи детям с ПЭП. Нам представляется возможным оказание ранней логопедической и психолого-педагогической помощи в условиях  детских поликлиник, где есть все необходимые специалисты: невролог, психолог, логопед, методист комнаты здорового ребенка, педиатр и другие. Организационные вопросы могут быть решены за счет подготовки и переподготовки кадров и расширения их функциональных обязанностей.

 

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» предусматривает укрепление раннего первичного звена медицинской помощи.

Одними из главных участников первичного звена являются медицинские сестры кабинета «Здорового ребенка» детских поликлиник [1.c.

Построение предлагаемой модели раннего логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей (ЛМППС) с перинатальной энцефалопатией предполагает активизацию функциональных обязанностей медсестры кабинета «Здорового ребенка».  Выделяются хронологические звенья, направленные на комплексное развитие ребенка с ПЭП с младенческого и раннего возраста в условиях детской поликлиники (ГДП), а с переходом в дошкольный возраст в образовательном учреждении (ДОУ). Основными целями построения логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с ПЭП с младенческого и раннего возраста выступает необходимость нивелирования дизонтогенеза, развития сенсомоторной базы детей, необходимой для их полноценного речевого развития.

Педагогическая концепция комплексного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями базируется на культурно–историческом подходе Л.С.Выготского, согласно которому высшие психические функции возникают первоначально как формы коллективного поведения и становятся впоследствии внутренними функциями самого ребенка; нарушение развития отдельных психических функций приводит к вторичной задержке других функций. Развитие познания ребенка происходит не спонтанно, путем развертывания заложенных в нем возможностей, а в ходе присвоения им общественного опыта;

Важное значение в разработке концепции комплексного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями имели концепция ранней диагностики и коррекции, разработанная ИКП РАО (Н.Н.Малофеев, Е.Л.Гончарова, Е.А.Стребелева, Н.Д.Шматко и др.); концепция о ведущей деятельности возраста (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин); концепция о генезисе общения (М.И. Лисина); теоретические взгляды о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; положения о ведущей роли в развитии ребенка активного воспитательного воздействия взрослого (Н.М.Аксарина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Н.И.Касаткина, С.Н.Кривщина, Н.Ф.Ладыгина, А.П.Леонтьев, Г.М. Лямина, Л.Н.Фигурина, Н.М.Щелованов, Д.Б.Эльконин).

Разработка концептуального подхода к комплексному логопедическому и медико-психолого-педагогическому сопровождению развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями опиралась на теорию уровневой организации движений (Н.А.Бернштейн), на положение о корреляционной зависимости между тонкой моторикой рук и степенью сформированности произносительной стороны речи (Кольцова М.М.); а также на методологические работы К.А.Семеновой, Л.О.Бадаляна, Е.М.Мастюковой о мозговых механизмах перинатальной энцефалопатии.

Пролонгированное логопедическое и медико-психолого-педагогическое сопровождение развития детей с перинатальной энцефалопатией является важнейшим условием организации адекватной помощи, направленной на предупреждение и коррекцию речевых нарушений, подготовку детей к школьному обучению.

Организация комплексного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения в условиях детской поликлиники в рамках обязательного медицинского страхования обеспечивает доступность адекватной помощи всем детям с перинатальной энцефалопатией в условиях наиболее приближённых к их месту проживания.

Модель комплексного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями предусматривает квалифицированную диагностику на всех этапах, раннее начало и непрерывность дифференцированной помощи, преемственность с существующими коррекционно-диагностическими центрами и службами, а также с дошкольными образовательными учреждениями всех видов.

Оптимизация  сотрудничества специалистов детской поликлиники: врачей, логопеда, психолога, методиста кабинета здорового ребёнка и родителей ребёнка, методическая поддержка родителей, способствуют созданию коррекционно-развивающей среды и закреплению знаний, умений и навыков правильного речевого поведения детей.

Содержание комплексного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями предполагает наличие звеньев, ориентированных на возрастные показатели (три звена модели), связанных преемственностью целей и задач, направленных на пролонгированное комплексное развитие ребёнка младенческого, раннего и дошкольного возраста в условиях детской поликлиники, в дошкольных  и др. учреждениях.

Определены участники ЛМППС (медицинская сестра кабинета «Здорового ребенка», логопед, психолог, врачи) и их роль в психолого-педагогическом сопровождении. Одна из центральных ролей возлагается на родителей ребенка, реализующих коррекционно-воспитательный режим в семье, по рекомендациям логопеда, психолога, медицинской сестры кабинета «Здорового ребенка» и др.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ПЭП младенческого, раннего и дошкольного возраста должны основываться на научных принципах и подходах. В основу разработанной модели легли принципы: принцип научности и доступности; принцип онтогенетически-последовательного подхода и поэтапного развития всех нарушенных функций у детей с ПЭП,  принцип комплексного подхода, принцип индивидуального и дифференцированного подхода; принцип раннего выявления нарушений и раннего начала психолого-педагогического сопровождения; принцип воспитательной и развивающей направленности работы с детьми; принцип использования двигательно-кинестетической стимуляции в развитии моторики, сенсорных и речевых функций; принцип активного участия родителей в реализации психолого-педагогических мероприятий в рамках ЛМПП сопровождения.

     I звено модели ЛМППС. Развития детей младенческого возраста с перинатальной энцефалопатией (ПЭП). Для квалифицированной помощи детям с ПЭП медсестры кабинета «Здорового ребенка» поликлиники, дома ребенка, ясельных групп ДОУ должны знать возрастные нормативы развития ребенка , показатели психомоторного развития детей первого года жизни. У детей с ПЭП отмечаются заметные отклонения в психомоторном развитии в сравнении с возрастными нормативами. Это отставание необходимо своевременно выявить и организовать адекватные коррекцонно-развивающие мероприятия. Медицинские сестры, работающие с детьми младенческого возраста, должны стимулировать сенсорные функции, зрительно-моторную координацию, моторные функции, эмоциональную сферу, познавательную и речевую деятельность.   Основными задачами психолого- педагогической работы с детьми, находящимися на доречевых уровнях развития, является: на I уровне -стимуляция голосовых реакций; на II уровне – стимуляция гуления; на III уровне – стимуляция интонированного голосового общения и лепета; на IV уровне – развитие общения со взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов.

     II звено модели ЛМППС. Развития детей раннего возраста с ПЭП. Медсестры кабинета «Здорового ребенка» поликлиники, дома ребенка, ясельных групп ДОУ должны знать возрастные нормативы развития ребенка , должны знать нормативы речевого развития детей раннего возраста. Показатели нервно-психического развития детей от одного года до двух лет характеризуются расширением импрессивной и экспрессивной речи, появлением действий с предметами, развитием сенсорных процессов. К концу второго года должна появиться простая фраза, а к трем годам у ребенка формируется грамматический строй речи. Речь становится средством общения. У детей с ПЭП заметны отставание в развитии тонкой моторики рук, вследствие чего не формируются навыки самообслуживания, а речь не становится средством общения.

Основной задачей психолого-педагогической работы с детьми, находящимися на первом вербальном уровне развития, является стимуляция и активизация общения лепетными словами, расширение пассивного словаря.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми с ПЭП, находящимися на втором вербальном уровне развития, является стимуляция общения с помощью интонационно окрашенных лепетных и общеупотребительных слов, простых фраз; совершенствование пассивного и активного словаря, расширение фразы, формирование элементов грамматической сочетаемости слов.

     III звено модели ЛМППС. Развитие детей дошкольного возраста. Воспитатели дошкольных учреждений (ДОУ) комбинированного и компенсирующего вида должны знать проявления нарушений речи и владеть приемами коррекции некоторых из них, согласно своим функциональным обязанностям, прописанным в соответствующих нормативных документах. (вставка с.3.1,5.2,45.3,4,46,5) В основе инновационного психолого-педагогического сопровождения лежат принципы: учет структуры дефекта, учет зоны ближайшего развития, опора на кинестетическую стимуляцию в развитии артикуляционной и пальцевой моторики, активации тактильно-кинестетической афферентации. Таким образом, эффективность психолого-педагогического сопровождения развития детей с ПЭП, нормализация их речи, успешная подготовка их к школьному обучению во многом зависит от согласованной работы всех участников ЛМППС, в том числе среднего медицинского и педагогического звеньев (медсестер кабинета «Здорового ребенка» детских поликлиник и воспитателей дошкольных образовательных учреждений).

Результаты исследования подтверждают эффективность реализации модели ЛМППС.

Аннотация

Статья посвящена обоснованию инновационной модели раннего логопедического и медико-психолого-педагогического  сопровождения  развития  детей  с перинатальным поражением мозга в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Ключевые слова: инновационная модель; логопедическое и медико-психолого-педагогическое  сопровождение развития детей; перинатальное поражение мозга.

Annotation

 

This article is devoted to substantiation of the innovative model of the early  logopedic and medico-psycho-pedagogical support to the development of infant, toddler and preschool age children suffering from perinatal cerebral affection.

Key words: innovative model, logopedic and medico-psycho-pedagogical support to children’s development, perinatal cerebral affection.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *