Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с перинатальной энцефалопатией

Данные медицинской статистики свидетельствуют об увеличении числа детей, родившихся с перинатальной патологией (ПЭП). Отсутствие своевременной помощи в этих случаях приводит к развитию стойких речевых нарушений.

Проблема перинатальной энцефалопатии (ПЭП) у детей с ранними органическими поражениями мозга приобрела особую актуальность в последние десятилетия в связи с увеличением числа таких детей до 60-70% в общей детской популяции [2,c.1,3,9,13].

Обычно диагноз ПЭП к концу первого года жизни снимается, т.к. в результате медицинского воздействия выраженные нарушения компенсируются. Но наши длительные наблюдения показывают, что развитие этих детей к возрасту 4-5 лет характеризуется различными речевыми нарушениями: общее недоразвитие речи, дизартрические расстройства  и др.

Особенно прогностически неблагоприятным признаком является недоношенность, осложненная ПЭП (около 10%). Как следствие ПЭП у недоношенных детей к концу первого года жизни часто диагностируется тяжелое поражение центральной нервной системы, детский церебральный паралич – ДЦП.

Обследования детей раннего возраста с последствиями ПЭП показывают, что наиболее частыми являются речевые расстройства – 50,5%, расстройства эмоционально-волевой сферы – 29,2%. Все чаще встречается ранний детский аутизм (РДА) – 12,3%; нарушения поведения и внимания – 7,7%; повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов – 9,2%.

Первые подходы к решению проблемы ранней помощи детям с ПЭП связаны с именами ученых К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, Л.Т. Журбы и др. Они в 70-х годах XXв.заложили основы разработки в теоретико-методологическом и методическом плане проблемы ранней коррекционно-логопедической и психолого-педагогической помощи детям с ПЭП с первых месяцев жизни. Научные положения ранней диагностики и путей коррекционного психолого-педагогического и логопедического воздействия разработаны и являются базовыми. В апробации инновационных на тот период идей принимали непосредственное участие И.Ю. Левченко, Е.Ф. Архипова, О.Г.Приходько.

В настоящее время разрабатывается федеральная система ранней помощи детям с особыми образовательными потребностями. На базе ИКП РАО создан «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии». Определены направления деятельности Центра.

Таким образом, в государственном масштабе поставлена задача осуществить программу ранней помощи детям. Создан проект программы единой государственной системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии. Опорными элементами создаваемой системы в регионах могут быть областные, городские и муниципальные психолого-медико-социальные центры, реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические комиссии, группы кратковременного пребывания при общеобразовательных и специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях.

В настоящее время помощь детям раннего возраста находится в ведении двух министерств: Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в связи с чем наряду с позитивными процессами в этой сфере отмечаются и недочеты: недостаточность взаимодействия этих структур; отсутствие нормативно-правовой базы интеграции, недостаточность обеспечения методической и нормативной литературой; недостаточное развитие информационной базы для населения в социальных институтах, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями здоровья; отсутствие связующего звена в системе взаимодействия семьи и различных ведомств.

Существующий порядок пока не обеспечивает детям раннего возраста комплексной помощи, так как сосредотачивает свое внимание в основном на детях дошкольного и младшего школьного возраста. Дети младенческого возраста с ПЭП не получают квалифицированной психологической и логопедической помощи.

Предлагаемая реконструкция отечественной системы специального образования и создание нового структурного элемента потребует существенного увеличения финансирования, что безусловно может задержать реализацию оказания ранней помощи детям с ПЭП. Нам представляется возможным оказание ранней логопедической и психолого-педагогической помощи в условиях  детских поликлиник, где есть все необходимые специалисты: невролог, психолог, логопед, методист комнаты здорового ребенка, педиатр и другие. Организационные вопросы могут быть решены за счет подготовки и переподготовки кадров и расширения их функциональных обязанностей.

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» предусматривает укрепление раннего первичного звена медицинской помощи.

Одними из главных участников первичного звена являются медицинские сестры кабинета «Здорового ребенка» детских поликлиник [1.c.

Построение предлагаемой модели раннего логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей (ЛМППС) с перинатальной энцефалопатией предполагает активизацию функциональных обязанностей медсестры кабинета «Здорового ребенка».  Выделяются хронологические звенья, направленные на комплексное развитие ребенка с ПЭП с младенческого и раннего возраста в условиях детской поликлиники (ГДП), а с переходом в дошкольный возраст в образовательном учреждении (ДОУ). Основными целями построения логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с ПЭП с младенческого и раннего возраста выступает необходимость нивелирования дизонтогенеза, развития сенсомоторной базы детей, необходимой для их полноценного речевого развития.

Педагогическая концепция комплексного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями базируется на культурно–историческом подходе Л.С.Выготского, согласно которому высшие психические функции возникают первоначально как формы коллективного поведения и становятся впоследствии внутренними функциями самого ребенка; нарушение развития отдельных психических функций приводит к вторичной задержке других функций. Развитие познания ребенка происходит не спонтанно, путем развертывания заложенных в нем возможностей, а в ходе присвоения им общественного опыта;

Важное значение в разработке концепции комплексного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями имели концепция ранней диагностики и коррекции, разработанная ИКП РАО (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко и др.); концепция о ведущей деятельности возраста (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); концепция о генезисе общения (М.И. Лисина); теоретические взгляды о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; положения о ведущей роли в развитии ребенка активного воспитательного воздействия взрослого (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.И. Касаткина, С.Н. Кривщина, Н.Ф. Ладыгина, А.П. Леонтьев, Г.М. Лямина, Л.Н. Фигурина, Н.М. Щелованов, Д.Б. Эльконин).

Разработка концептуального подхода к комплексному логопедическому и медико-психолого-педагогическому сопровождению развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями опиралась на теорию уровневой организации движений (Н.А.Бернштейн), на положение о корреляционной зависимости между тонкой моторикой рук и степенью сформированности произносительной стороны речи (Кольцова М.М.); а также на методологические работы К.А.Семеновой, Л.О.Бадаляна, Е.М.Мастюковой о мозговых механизмах перинатальной энцефалопатии.

Пролонгированное логопедическое и медико-психолого-педагогическое сопровождение развития детей с перинатальной энцефалопатией является важнейшим условием организации адекватной помощи, направленной на предупреждение и коррекцию речевых нарушений, подготовку детей к школьному обучению.

Организация комплексного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения в условиях детской поликлиники в рамках обязательного медицинского страхования обеспечивает доступность адекватной помощи всем детям с перинатальной энцефалопатией в условиях наиболее приближённых к их месту проживания.

Модель комплексного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями предусматривает квалифицированную диагностику на всех этапах, раннее начало и непрерывность дифференцированной помощи, преемственность с существующими коррекционно-диагностическими центрами и службами, а также с дошкольными образовательными учреждениями всех видов.

Оптимизация  сотрудничества специалистов детской поликлиники: врачей, логопеда, психолога, методиста кабинета здорового ребёнка и родителей ребёнка, методическая поддержка родителей, способствуют созданию коррекционно-развивающей среды и закреплению знаний, умений и навыков правильного речевого поведения детей.

Содержание комплексного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями предполагает наличие звеньев, ориентированных на возрастные показатели (три звена модели), связанных преемственностью целей и задач, направленных на пролонгированное комплексное развитие ребёнка младенческого, раннего и дошкольного возраста в условиях детской поликлиники, в дошкольных  и др. учреждениях.

Определены участники ЛМППС (медицинская сестра кабинета «Здорового ребенка», логопед, психолог, врачи) и их роль в психолого-педагогическом сопровождении. Одна из центральных ролей возлагается на родителей ребенка, реализующих коррекционно-воспитательный режим в семье, по рекомендациям логопеда, психолога, медицинской сестры кабинета «Здорового ребенка» и др.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ПЭП младенческого, раннего и дошкольного возраста должны основываться на научных принципах и подходах. В основу разработанной модели легли принципы: принцип научности и доступности; принцип онтогенетически-последовательного подхода и поэтапного развития всех нарушенных функций у детей с ПЭП,  принцип комплексного подхода, принцип индивидуального и дифференцированного подхода; принцип раннего выявления нарушений и раннего начала психолого-педагогического сопровождения; принцип воспитательной и развивающей направленности работы с детьми; принцип использования двигательно-кинестетической стимуляции в развитии моторики, сенсорных и речевых функций; принцип активного участия родителей в реализации психолого-педагогических мероприятий в рамках ЛМПП сопровождения.

     I звено модели ЛМППС. Развития детей младенческого возраста с перинатальной энцефалопатией (ПЭП). Для квалифицированной помощи детям с ПЭП медсестры кабинета «Здорового ребенка» поликлиники, дома ребенка, ясельных групп ДОУ должны знать возрастные нормативы развития ребенка , показатели психомоторного развития детей первого года жизни. У детей с ПЭП отмечаются заметные отклонения в психомоторном развитии в сравнении с возрастными нормативами. Это отставание необходимо своевременно выявить и организовать адекватные коррекцонно-развивающие мероприятия. Медицинские сестры, работающие с детьми младенческого возраста, должны стимулировать сенсорные функции, зрительно-моторную координацию, моторные функции, эмоциональную сферу, познавательную и речевую деятельность.   Основными задачами психолого- педагогической работы с детьми, находящимися на доречевых уровнях развития, является: на I уровне -стимуляция голосовых реакций; на II уровне – стимуляция гуления; на III уровне – стимуляция интонированного голосового общения и лепета; на IV уровне – развитие общения со взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов.

     II звено модели ЛМППС. Развития детей раннего возраста с ПЭП. Медсестры кабинета «Здорового ребенка» поликлиники, дома ребенка, ясельных групп ДОУ должны знать возрастные нормативы развития ребенка , должны знать нормативы речевого развития детей раннего возраста. Показатели нервно-психического развития детей от одного года до двух лет характеризуются расширением импрессивной и экспрессивной речи, появлением действий с предметами, развитием сенсорных процессов. К концу второго года должна появиться простая фраза, а к трем годам у ребенка формируется грамматический строй речи. Речь становится средством общения. У детей с ПЭП заметны отставание в развитии тонкой моторики рук, вследствие чего не формируются навыки самообслуживания, а речь не становится средством общения.

Основной задачей психолого-педагогической работы с детьми, находящимися на первом вербальном уровне развития, является стимуляция и активизация общения лепетными словами, расширение пассивного словаря.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми с ПЭП, находящимися на втором вербальном уровне развития, является стимуляция общения с помощью интонационно окрашенных лепетных и общеупотребительных слов, простых фраз; совершенствование пассивного и активного словаря, расширение фразы, формирование элементов грамматической сочетаемости слов.

     III звено модели ЛМППС. Развитие детей дошкольного возраста. Воспитатели дошкольных учреждений (ДОУ) комбинированного и компенсирующего вида должны знать проявления нарушений речи и владеть приемами коррекции некоторых из них, согласно своим функциональным обязанностям, прописанным в соответствующих нормативных документах. (вставка с.3.1,5.2,45.3,4,46,5) В основе инновационного психолого-педагогического сопровождения лежат принципы: учет структуры дефекта, учет зоны ближайшего развития, опора на кинестетическую стимуляцию в развитии артикуляционной и пальцевой моторики, активации тактильно-кинестетической афферентации. Таким образом, эффективность психолого-педагогического сопровождения развития детей с ПЭП, нормализация их речи, успешная подготовка их к школьному обучению во многом зависит от согласованной работы всех участников ЛМППС, в том числе среднего медицинского и педагогического звеньев (медсестер кабинета «Здорового ребенка» детских поликлиник и воспитателей дошкольных образовательных учреждений).

Результаты исследования подтверждают эффективность реализации модели ЛМППС.

 

Архипова Е.Ф., канд. пед. наук, профессор МПГУ им. М.А. Шолохова