Работаем по программе «От рождения до школы» с детьми младенческого и раннего возраста в период адаптации ФГОС ДО в систему работы ДОО

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

По  требованиям ФГОС ДО в саду могут открываться группы для самых маленьких детей: Первая группа детей раннего возраста      (от рождения  до года);  Вторая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет); Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

Наша страна подписала международные документы, относящиеся к образованию детей дошкольного возраста, в том числе приняла положения  Программы  «ЮНЕСКО»  – «Образование для всех» (ОДВ). В документах «ЮНЕСКО» большое внимание уделяется дошкольному образованию, которое называется прочной основой жизни, и выдвигается положение о том, что обучение детей должно начинаться с рождения.

Необходимость раннего обучения обосновывается «Конвенцией о правах ребенка», а также данными научных выводов о возможностях и эффективности  развития ребенка раннего возраста. Россия также подписала в 2008 году, а затем и ратифицировала в 2012году эту  «Конвенцию о правах ребенка».

Следовательно, Россия подписалась под обязательствами обеспечения раннего обучения и образования дошкольников, в том числе  детей раннего возраста с ОВЗ и детей-инвалидов.

Необходимость обучения  детей раннего возраста с ОВЗ и детей-инвалидов крайне важна. Число детей с проблемами развития увеличивается. Для того  чтобы  особые дети с проблемами развития смогли освоить адаптированные программы в ДОО, они должны получать психолого-педагогическую помощь с младенческого периода.

Успех инклюзивного дошкольного образования в ДОО детей  с ОВЗ и ООП   во многом зависит от раннего выявления их особенностей и раннего начала их обучения на основе учета их индивидуальных особенностей.

В  программе «От рождения до школы», опубликованной 2014 года,  нашли отражение инновационные разработки, выполненные в рамках совместного проекта Правительства Москвы и ЮНЕСКО «Московское  образование: от младенчества до школы».

Всем известно, что с первого  января 2014 года внедряется в работу ДОО новый «Федеральный    государственный         образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС ДО).  ФГОС ДО также  разработан  на основе   Конвенции ООН о правах    ребёнка, с учетом Конституции Российской    Федерации и  Законодательства Российской Федерации.  Значимым является   и то, что ФГОС ДО  впервые в российской истории  создан    в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании  в Российской Федерации».

Таким образов, программа «От рождения до школы» разработана  с учетом новейших достижений науки и практики  не только отечественного, но  и зарубежного дошкольного образования, а также  с учетом требований ФГОС ДО.

В Стандарте дошкольного образования  подчеркивается, что образовательные программы дошкольного образования должны быть

направлены на разностороннее развитие детей  младенческого, раннего и дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.  Все программы (вариативные и адаптированные) должны быть направлены на достижение детьми  от рождения до школы  уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими  программ дальнейшего начального  и общего образования.

Вся деятельность педагогов ДОО должна быть нацелена на  достижение детьми   всех возрастов (от рождения до школы) специфичных для детей видов деятельности. При этом необходимо  реализовать  индивидуальный подход к каждому ребенку.

Так, Содержание  программы «От рождения до школы» изложено по возрастным группам:

Первая группа детей раннего возраста      (от рождения  до года);

Вторая группа детей раннего возраста          (от 1 года до 2 лет);

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет);

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет);

Средняя группа  (от 4 до 5 лет);

Старшая группа  (от 5 до 6 лет);

Подготовительная к школе группа (от 6  до 7 лет).

Согласно ФГОС ДО,   программа  ДОО должна обеспечивать развитие личности каждого ребенка, мотивации и способностей всех детей в различных видах деятельности  по образовательным областям.    Выделяются следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Содержание  образовательных областей        зависит от возрастных и индивидуальных          особенностей детей.

В младенческом возрасте    (2 месяца – 1год) это преимущественно эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.

В раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование  с материалами и веществами, общение  с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством  взрослого, самообслуживание и действия  с бытовыми предметами-орудиями, восприятие  музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность и другие.

Для всех детей, в том числе и детей  младенческого и раннего возраста, имеющих ОВЗ,   предусматривается  образовательное пространство, которое  должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.  Особые требования предъявляются к доступности среды.  Доступность среды  для  детей, в том числе детей с  ОВЗ и  детей-инвалидов, предполагает доступность помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей, в том числе детей с  ОВЗ, к играм, игрушкам,  пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Требования ФГОС ДО  к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Требования  ФГОС ДО  к результатам освоения программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования,  относятся к   любой  программе:  вариативной,  адаптированной,    разработанной и утвержденной в ДОО, в том числе и программе «От рождения до школы». Эти целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Остановимся на целевых ориентирах образования  в раннем возрасте, отраженных в программе «От рождения до школы».

Целевые ориентиры образования в младенческом возрасте.

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата

своих действий; использует специфические культурно-фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими и некоторые другие.

Не каждый ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид, ребенок с проблемами в развитии сможет достичь этих целевых ориентиров, обозначенных для младенческого возраста, если не будут выявлены их особенности и не будут организованы адекватные психолого-педагогические коррекционные взаимодействия с ними.

Следовательно, не  освоив базисные и простейшие функции в младенческий период, ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид будут дальше все больше отставать в своем развитии.

Целевые ориентиры образования  в раннем возрасте.

Ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания. Он стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. С двух до трех лет ребенок  овладевает активной речью, включенной в общение. Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек. Активно  стремится к общению с взрослыми и детьми.  Подражает  взрослым и другим детям  в движениях и действиях. Появляются игры, в которых ребенок  воспроизводит действия

Взрослого.  Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им.  Проявляет интерес  к стихам, песням и сказкам. С интересом рассматривают картинки. Стремится двигаться под музыку. Эмоционально откликается на  произведения культуры и искусства. У ребенка развита общая моторика, он стремится освоить разные виды движения: бег, лазанье,  и некоторые другие.

Не каждый ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид, ребенок с проблемами в развитии сможет достичь этих целевых ориентиров, обозначенных для раннего возраста, если не будут выявлены их особенности и не будут организованы адекватные психолого-педагогические коррекционные взаимодействия с ними.

Следовательно, не выявленные ранее индивидуальные особенности этих детей, не использование с ними адекватных психолого-педагогических коррекционных приемов взаимодействия приведут к более глубокому нарушению,  а в ряде случаев уже к необратимым нарушениям их развития.

Исследования отечественных и зарубежных ученых убеждают в том, что ребенку можно помочь в выравнивании его развитии, если начать психолого-педагогическую помощь и коррекцию  очень рано, а  именно с двух месячного возраста.

Ранняя помощь детям и  их семьям во всем цивилизованном мире  является одной из приоритетных областей деятельности систем здравоохранения, образования  и  социальной защиты.

Это особенно важно, если ребенок от рождения имеет отклонения в развитии или приобрел их в раннем возрасте.

Согласно экспериментальным исследованиям,        мозг новорожденного ребенка способен образовывать новые нейроны.    Ранняя диагностика, своевременное лечение и психолого-педагогическое сопровождение является  залогом восстановления функций пораженных отделов мозга и систем, так как патологические изменения у маленьких детей лучше поддаются обратному развитию и коррекции. Восстановление происходит полнее, чем при запущенных изменениях, в более поздние возрастные  периоды ребенка. Способность детского мозга восстанавливать нарушенные функции очень велика в самые первые месяцы жизни.

В этот период возможно дозревание нервных клеток мозга взамен погибших, например,  после гипоксии или асфиксии. Возможно образование между ними новых связей, за счет которых  будет обусловлено нормальное развитие организма  ребенка в целом.

Даже минимальные проявления последствий перинатального поражения центральной нервной системы (ППП ЦНС)  требуют соответствующего лечения и  адекватных психолого-педагогических  мероприятий для предотвращения последствий  поражения ЦНС.

Раннее вмешательство базируется          на использовании особенностей  формирования мозга, его пластичности и  компенсаторном потенциале.

Медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период бурного роста и развития  мозга, который начинается у ребенка в двухмесячном возрасте, способствует  развитию ребенка и уменьшению риска по возникновению ОВЗ.

В программе  «От рождения до школы» представлены возрастные особенности детей разных возрастных групп. Так как мы в статье касаемся вопроса образования детей самого маленького возраста, то мы и остановимся  на описании задач и содержания психолого-педагогической работы  с детьми от рождения до двух лет.

В программе «От рождения до школы»  показан тематический принцип построения образовательного процесса, что позволяет учитывать специфику ДОО. Тематический подход позволяет оптимально организовать  образовательный             процесс для детей с ОВЗ (ограниченными  возможностями       здоровья) и детей с ООП (особыми образовательными потребностями).

Литература

1.Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением  ЦНС  в  группах  кратковременного  пребывания  / Под. ред.Е.А. Стребелевой. — М.,2003.

2..Нет необучаемых детей: Книга о раннем вмешательстве. — СПб., 2007.

3.Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. — М., 2005.

4.Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. — М., 2005.

5.Приходько О.Г., Моисеева Т. Ю. Дети  с  двигательными  нарушениями: Коррекционная работа на первом году жизни. — М., 2003.

6.Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. — М., 2005

7.Разенкова Ю.А. В пространстве материнских рук. — М., 2004.

8.Разенкова Ю.А. Игры  с  детьми  младенческого  возраста. — М.,2005.

9.Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б.  Ранняя  психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. — М., 2003

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *