Работаем по программе «От рождения до школы» с детьми младенческого и раннего возраста в период адаптации ФГОС ДО в систему работы ДОО

По требованиям ФГОС ДО в саду могут открываться группы для самых маленьких детей: Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года); Вторая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет); Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

Наша страна подписала международные документы, относящиеся к образованию детей дошкольного возраста, в том числе приняла положения Программы «ЮНЕСКО» – «Образование для всех» (ОДВ). В документах «ЮНЕСКО» большое внимание уделяется дошкольному образованию, которое называется прочной основой жизни, и выдвигается положение о том, что обучение детей должно начинаться с рождения.

Необходимость раннего обучения обосновывается «Конвенцией о правах ребенка», а также данными научных выводов о возможностях и эффективности развития ребенка раннего возраста. Россия также подписала в 2008 году, а затем и ратифицировала в 2012году эту «Конвенцию о правах ребенка».

Следовательно, Россия подписалась под обязательствами обеспечения раннего обучения и образования дошкольников, в том числе детей раннего возраста с ОВЗ и детей-инвалидов.

Необходимость обучения детей раннего возраста с ОВЗ и детей-инвалидов крайне важна. Число детей с проблемами развития увеличивается. Для того чтобы особые дети с проблемами развития смогли освоить адаптированные программы в ДОО, они должны получать психолого-педагогическую помощь с младенческого периода.

Успех инклюзивного дошкольного образования в ДОО детей с ОВЗ и ООП во многом зависит от раннего выявления их особенностей и раннего начала их обучения на основе учета их индивидуальных особенностей.

В программе «От рождения до школы», опубликованной 2014 года, нашли отражение инновационные разработки, выполненные в рамках совместного проекта Правительства Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы».

Всем известно, что с первого января 2014 года внедряется в работу ДОО новый «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС ДО). ГОС ДО также разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, с учетом Конституции Российской Федерации и Законодательства Российской Федерации. Значимым является и то, что ФГОС ДО впервые в российской истории создан в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образов, программа «От рождения до школы» разработана с учетом новейших достижений науки и практики не только отечественного, но и зарубежного дошкольного образования, а также с учетом требований ФГОС ДО.

В Стандарте дошкольного образования подчеркивается, что образовательные программы дошкольного образования должны быть направлены на разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Все программы (вариативные и адаптированные) должны быть направлены на достижение детьми от рождения до школы уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими программ дальнейшего начального и общего образования.

Вся деятельность педагогов ДОО должна быть нацелена на достижение детьми всех возрастов (от рождения до школы) специфичных для детей видов деятельности. При этом необходимо реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку.

Так, Содержание программы «От рождения до школы» изложено по возрастным группам:

  • Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года);
  • Вторая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет);
  • Первая младшая группа (от 2 до 3 лет);
  • Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет);
  • Средняя группа (от 4 до 5 лет);
  • Старшая группа (от 5 до 6 лет);
  • Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Согласно ФГОС ДО, программа ДОО должна обеспечивать развитие личности каждого ребенка, мотивации и способностей всех детей в различных видах деятельности по образовательным областям. Выделяются следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В младенческом возрасте (2 месяца – 1год) это преимущественно эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.

В раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность и другие.

Для всех детей, в том числе и детей младенческого и раннего возраста, имеющих ОВЗ, предусматривается образовательное пространство, которое должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Особые требования предъявляются к доступности среды. Доступность среды для детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, предполагает доступность помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования, относятся к любой программе: вариативной, адаптированной, разработанной и утвержденной в ДОО, в том числе и программе «От рождения до школы». Эти целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Остановимся на целевых ориентирах образования в раннем возрасте, отраженных в программе «От рождения до школы».

Целевые ориентиры образования в младенческом возрасте.

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические культурно-фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими и некоторые другие.

Не каждый ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид, ребенок с проблемами в развитии сможет достичь этих целевых ориентиров, обозначенных для младенческого возраста, если не будут выявлены их особенности и не будут организованы адекватные психолого-педагогические коррекционные взаимодействия с ними.

Следовательно, не освоив базисные и простейшие функции в младенческий период, ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид будут дальше все больше отставать в своем развитии.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.

Ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания. Он стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. С двух до трех лет ребенок овладевает активной речью, включенной в общение. Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек. Активно стремится к общению с взрослыми и детьми. Подражает взрослым и другим детям в движениях и действиях. Появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам. С интересом рассматривают картинки. Стремится двигаться под музыку. Эмоционально откликается на произведения культуры и искусства. У ребенка развита общая моторика, он стремится освоить разные виды движения: бег, лазанье, и некоторые другие.

Не каждый ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид, ребенок с проблемами в развитии сможет достичь этих целевых ориентиров, обозначенных для раннего возраста, если не будут выявлены их особенности и не будут организованы адекватные психолого-педагогические коррекционные взаимодействия с ними.

Следовательно, не выявленные ранее индивидуальные особенности этих детей, не использование с ними адекватных психолого-педагогических коррекционных приемов взаимодействия приведут к более глубокому нарушению, а в ряде случаев уже к необратимым нарушениям их развития.

Исследования отечественных и зарубежных ученых убеждают в том, что ребенку можно помочь в выравнивании его развитии, если начать психолого-педагогическую помощь и коррекцию очень рано, а именно с двух месячного возраста.

Ранняя помощь детям и их семьям во всем цивилизованном мире является одной из приоритетных областей деятельности систем здравоохранения, образования и социальной защиты.

Это особенно важно, если ребенок от рождения имеет отклонения в развитии или приобрел их в раннем возрасте.

Согласно экспериментальным исследованиям, мозг новорожденного ребенка способен образовывать новые нейроны. Ранняя диагностика, своевременное лечение и психолого-педагогическое сопровождение является залогом восстановления функций пораженных отделов мозга и систем, так как патологические изменения у маленьких детей лучше поддаются обратному развитию и коррекции. Восстановление происходит полнее, чем при запущенных изменениях, в более поздние возрастные периоды ребенка. Способность детского мозга восстанавливать нарушенные функции очень велика в самые первые месяцы жизни.

В этот период возможно дозревание нервных клеток мозга взамен погибших, например, после гипоксии или асфиксии. Возможно образование между ними новых связей, за счет которых будет обусловлено нормальное развитие организма ребенка в целом.

Даже минимальные проявления последствий перинатального поражения центральной нервной системы (ППП ЦНС) требуют соответствующего лечения и адекватных психолого-педагогических мероприятий для предотвращения последствий поражения ЦНС.

Раннее вмешательство базируется на использовании особенностей формирования мозга, его пластичности и компенсаторном потенциале.

Медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период бурного роста и развития мозга, который начинается у ребенка в двухмесячном возрасте, способствует развитию ребенка и уменьшению риска по возникновению ОВЗ.

В программе «От рождения до школы» представлены возрастные особенности детей разных возрастных групп. Так как мы в статье касаемся вопроса образования детей самого маленького возраста, то мы и остановимся на описании задач и содержания психолого-педагогической работы с детьми от рождения до двух лет.

В программе «От рождения до школы» показан тематический принцип построения образовательного процесса, что позволяет учитывать специфику ДОО. Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детей с ООП (особыми образовательными потребностями).

 

Литература

  1. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / Под. ред.Е.А. Стребелевой. — М.,2003.
  2. Нет необучаемых детей: Книга о раннем вмешательстве. — СПб., 2007.
  3. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. — М., 2005.
  4. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. — М., 2005.
  5. Приходько О.Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями: Коррекционная работа на первом году жизни. — М., 2003.
  6. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. — М., 2005
  7. Разенкова Ю.А. В пространстве материнских рук. — М., 2004.
  8. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. — М.,2005.
  9. Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. — М., 2003

 

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.