Организация и содержание образования детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ в ДОО

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

За последние годы возросло внимание к «особым детям». В официальных документах таких детей причисляют к категории детей, имеющих  ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) – это физический или психический недостаток, который подтверждается  психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК)  в отношении ребенка.

Более подробная формулировка  ОВЗ приводится в Законе «Об образовании  лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16). «Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)  – это любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления  ОВЗ может быть временным или постоянным».

Развитие ребенка зависит от жизненного опыта, получаемого им в период  младенчества и первых трех лет жизни, т.е. в сенситивные периоды.

Реализация системы поддержки детей младенческого и  раннего возраста в мировой практике  считается эффективной и рентабельной.

Ранняя помощь детям с ОВЗ   и семьям,  воспитывающим детей с ОВЗ, в развитых странах стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования  и  социальной защиты.

Интересные данные статистики мы почерпнули из статьи, опубликованной в журнале Современное Дошкольное Образование. Теория  и Практика 2016года №2.  Автором статьи является Пенн Хелен – Школа педагогических и общественных наук имени Касса, Университет Восточного Лондона (Лондон, Великобритания). Статья называется  «Услуги по уходу за детьми в Европе». В   статье Пенн Хелен  приводятся данные исследования,  которое  было  посвящено  дошкольному  воспитанию  и  образованию в разных странах.  Исследование преследовало цель определения   процентного соотношения частного сектора (т.е. негосударственных  услуг,  представленных  как  волонтерскими и некоммерческими, так и коммерческими организациями), и государственного сектора  в  сфере  дошкольного  воспитания и образования ряда европейских стран.  Нам кажется важным из статистических данных, представленных в таблице № 1, показать процентное соотношение охвата дошкольным образованием детей  раннего возраста (с рождения до трех лет) и дошкольного (с трех до 6 лет) в европейских странах. Предлагаем некоторые извлечения из этой таблицы.

Процент детей, посещающих дошкольные  учреждения в странах Европы

              0–3  лет                              3–6лет

Австрия                     4%                                      71%

Бельгия                     40%                                     98%

Великобритания      33%                                     89%

Германия                 18%                                      85%

Греция                      10%                                       61%

Дания                        73 %                                      96%

Ирландия                18 %                                      93%

Испания                    39 %                                      91%

Италия                      26 %                                      90%

Латвия                      16 %                                      60%

Нидерланды              45%                                      89%

Норвегия                 34%                                      80%

Португалия               33 %                                     75%

Словакия                     5 %                                     75 %

Финляндия                 26%                                     77%

Чехия                            2 %                                    67%

Швеция                       44%                                     92%

 

В статье Пенн Хелен  указывается, что в большинстве стран Европы дошкольное образование является всеобщим и бесплатным, финансируется и предоставляется государством. Продолжительность пребывания детей в дошкольном учреждении  в разных странах разная и может варьироваться от 12-15 часов в неделю до 28 часов в неделю.

В отношении образования  и ухода за детьми младенческого и  раннего возраста с рождения до трех лет   приводится уточнение, что практически во всех странах Европы  частный сектор занимает большую долю на рынке услуг детям до трех лет. К  «частному сектору»  Пенн Хелен   относит  негосударственные услуги, которые могут предоставляться волонтерскими, церковными, общественными и коммерческими организациями. Однако, подчеркивается, что во многих странах для частного сектора, обеспечивающего раннее дошкольное  и общее дошкольное образование предусмотрены серьезные  государственные дотации, субсидии и снижение бремени налогообложения. Вместе с тем, европейские государства предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке педагогических кадров. Государственное  регулирование  может  касаться подготовки и переподготовки педагогических кадров, а также условий их труда, что служит  дополнительным  инструментом  для контроля над качеством услуг.

Каково состояние  образования детей младенческого и раннего возраста в РФ?

Обратимся к официальным документам. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) на период до 2012 года, охват  детей раннего возраста дошкольным образованием  в ДОО составлял в возрасте        с  0 до 1,5 лет  всего    1,5%,  а от  1,5 до 3 лет этот процент был  ниже 20%.

В течение последних лет Федеральная служба государственной статистики (Росстат) дает сводки только по охвату  дошкольным образованием  детей в возрасте с трех лет и старше – до шести лет.

Проблема  младенческой и ранней помощи  является очень актуальной, так как в последнее время большое число новорожденных имеют перинатальное  поражение  нервной системы и нуждаются в стимулирующем и коррекционном психолого-педагогическом воздействии.

В связи с этим Правительство Москвы и Департамент образования города Москвы своими приказами еще в 2006 году узаконил  структурные подразделения государственных образовательных учреждений  Службы ранней помощи.

Так Приказ № 497 от 10.08.2006 г. утверждал положение об органи-зации деятельности «лекотеки» как структурного подразделения государ-ственного образовательного учреждения. Целью создания «лекотек»  было  обеспечение  психолого-педагогического  сопровождения  детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития. Лекотека являлась структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. Лекотеки открывались для детей, которые не могли посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждались в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Задачи «лекотеки»: 1. реализация образовательной программы, разрабатываемой на основе особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников. Лекотекам предоставлялось право самостоятельно определять и реализовать  коррекционные технологии, 2. проведение психо-профилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития; 3. обучение родителей (законных представителей), специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии; 4. проведение психопрофилактической и психо-коррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития; 5. психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей); 6. помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком; 7. подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка и другие.

Приказ № 817 от 15.12.2006 г. утверждал положение об организации деятельности «службы  ранней  помощи» как структурного подразделения при ГОУ. Служба ранней помощи создавалась для детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения,  не посещающих ГОУ. Целью деятельности службы ранней помощи  является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития  или  риском нарушения, не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

 Задачи  «службы ранней помощи»: 1. проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития  или риском нарушения, их семей; 2.  оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития или  риском нарушения, а также психолого-педагогической поддержки их семьям; 3. осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития  или риском нарушения;4. включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка; 5. определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Приказ № 202 от 12.04.2006 г. утверждает положение о «консультативном пункте» для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи. Консультативный  пункт  являлся  самостоятельным  структурным  подразделением ГОУ, реализующим программу дошкольного образования. Консультативный пункт создавался  для родителей и детей в возрасте от 1  года  до  7  лет,  не  посещающих  образовательное  учреждение.  Целью деятельности консультативного пункта при ГОУ  было обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Задачи  «консультативного пункта»:1. оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям 1—6 лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу; 2. оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста; 3.  оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения; 4.  проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения; 5. обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

Приказ №498 от 10.08.2006 Об утверждении примерного положения о «центре игровой поддержки ребенка».  Примерное положение регламентировало деятельность центров игровой поддержки ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования . Центры  игровой поддержки  осуществляли психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности. Целью создания центров игровой поддержки ребенка было  развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
 Задачи «центра игровой поддержки ребенка:1. оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровойдеятельности; 2. разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;3. обучение родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений способам применения различных видов игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;4. консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; 5. ознакомление родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений с современными видами игровых средств обучения.

В результате реализации Стратегии  «Московские дети» на 2008 – 2017 годы» в Москве  в 2010 году  действовали 117 служб  (СРП), которые посещали  1890 детей в возрасте     от 2 месяцев до 4 лет   с выявленными нарушениями развития  или  риском нарушения ОВЗ и ДЦП, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Помощь семьям детей с ОВЗ, семьям детей-инвалидов осуществлялась  в 125 лекотеках города Москвы. Их посещали дети-инвалиды  от 2х месяцев до 7 лет, которым из-за состояния здоровья или особенностей развития не подходили массовые группы детских садов. В лекотеках им оказывали психолого-педагогическую и медико-социальную помощь.
В настоящее время регламентируют обеспечение младенческой и ранней диагностики и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в раннем возрасте следующие документы:

1.Стратегия – «Московские дети» на 2008 – 2017 годы от 25.03 2008 № 195-ПП;

  1. Указ Президента РФ о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 года от 01.06. 2012  N 761;

3.Федеральный Государственный закон об образовании в РФ от 29.12. 2012  N 273   ФЗ   Статья 79.

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ГОС ДО) от 17.10. 2013 г. N 1155 г.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 20 мая 2015 года № 2/15.
  3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  « От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-маровой, М. А. Васильевой, 2014.
  4. Проект: «Внедрение модели повышения квалификации работников сферы образования в области распространения современных технологий успешной социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Министерство образования и науки. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, в рамках реализации задачи «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*