Нарушение слуха в раннем возрасте

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»

Психологическая характеристика детей раннего возраста с нарушениями слуха

Два вида недостаточности слуховой функции: глухота и тугоухость (слабослышащие)

Глухота- стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки и некоторые речевые звуки на близком расстоянии.

Тугоухость – стойкое понижение слуха, возможно накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха.

Тугоухость и глухоту разделяют на три группы: наследственная, врожденная и приобретенная.

 Причины глухоты:

  • Применение ототоксических антибиотиков (повреждающих орган слуха, преимущественно нервов);
  • Повышение общего радиационного фона и увеличение пороков развития уха,
  • Увеличение числа вирусных заболеваний,
  • Алкогольная и иная интоксикация в период беременности.

К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся:

  1. неблагоприятное течение беременности: токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резусконфликт матери и плода, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.) и др.
  2. патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и др. патологии.
  3. патология периода новорожденности: выраженная желтуха, вызванная гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, вес до 1500 г, врожденные пороки развития (в том числе лор-органов) и др.
  4. факторы риска раннего детства: сепсис — появление и размножение болезнетворных бактерий в крови новорожденного; заболевания, сопровождающиеся повышением температуры, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, коклюш, скарлатина, грипп); менингоэнцефалит — воспаление мозга и его оболочек; болезни лорорганов; черепно-мозговые травмы; наркоз и др.
  5. наследственная патология

Формы наследственной сенсоневральной тугоухости:

  • Изолированная, т.е. без другой сопутствующей патологии;
  • Связанная с различными сопутствующими патологиями, такими как: аномалии наружного уха; заболевания глаз; заболевания костно-мышечной системы; поражения кожных покровов; заболевания почек патологии нервной и эндокринной систем.

Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха

  • Ощущение и восприятие. Особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Более тонко дифференцируют оттенки цветов. При полном выключении слухового анализатора тактильно-вибрационная чувствительность резко обостряется;
  • Внимание. Зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры;
  • Память. Давно усвоенные представления могут уподобляться у глухих новым, плохо используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям, не целиком, не могут передать своими словами прочитанный текст;
  • Воображение. Образы художественной литературы, не всегда соответствуют описанию, чтобы передать содержание текста, они его учат наизусть;
  • Мышление. Долгое время преобладает наглядно-образного мышление, возникают проблемы при анализе текста, не акцентируют внимание на важных деталях, говорят о различиях, чем сходствах;
  • Абстрагирование. Только в старшем школьном возрасте начинает формироваться абстрактно – понятийное мышление. К моменту окончания школы недостаточно сформированы приемы построения логических заключений.

Психологические особенности формирования речи у неслышащих детей

Без специального обучения речь у глухого не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении. У глухого, процессы овладения устной и письменной речью могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной.

Мимико-жестовая речь

 Мимико–жестовая речь служит средством общения и познания окружающего мира.

Мысли у глухого формируются на основе конкретных образов, представлений, восприятий, возникающих благодаря сохранившимся органам чувств (зрению, осязанию, тактильно – вибрационным анализаторам).

Двигательная сфера

 У неслышащих детей наблюдается:

  • недостаточно точная координация и неуверенность движений.
  • замедленность в овладении двигательными навыками.
  • трудности в овладении статического и динамического равновесия.
  • нарушение плавности и синхронности движения.
  • низкий уровень пространственной ориентировки.
  • замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа в целом.