К вопросу ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии речи детей

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Проблема ранней помощи детям в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3% до 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% – имеют перинатальную патологию – ПЭП (Б.Ф. Гликштейн, А.А. Баранов). В последние годы определилось особое направление в логопедии – превентивное коррекционное воздействие, что отвечает положениям приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование».

Современные научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни. Помощь детям раннего возраста находится в ведении двух министерств: Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в связи, с чем наряду с позитивными процессами в этой сфере отмечаются и некоторые негативные тенденции: недостаточность взаимодействия этих структур; дефицит квалифицированных педагогических кадров, подготовленных к работе с детьми раннего возраста; отсутствие нормативно-правовой базы интеграции; недостаточность обеспечения методической и нормативной литературой и другие.

Для организации ранней помощи необходима реконструкция отечественной системы специального образования и создание службы ранней помощи детям и всей семье, воспитывающей проблемного ребенка. Отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей в ИКП РАО. В отечественной литературе дается анализ программы «раннего вмешательства», принятой конгрессом США.  Изучается зарубежный опыт реализации этой программы. В 1992 году в Санкт-Петербурге был создан институт раннего вмешательства ИРАВ, в котором разрабатывается программа «Абилитации младенцев». Там же созданы региональная Ассоциация психического здоровья младенцев и лекотеки. Раннее вмешательство рассматривает как социальная программа для детей от рождения до трех лет с отставанием и риском отставания, где отводится большая роль семье, матери в реализации индивидуальной программы развития ребенка.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (от 31.07. 1998 № 867), в России действуют более 850 государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). Получила развитие сеть психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) (ПМПК), осуществляющих комплексное, целостное и системное изучение ребенка, у которого выявлены заметные отклонения в развитии. Однако, дети младенческого возраста (до одного года жизни) находятся вне поля зрения  ППМС-центров и ПМПК, т.к. преимущественно наблюдаются в детских поликлиниках, где в настоящее время не предусмотрена психолого-педагогическая диагностика, и, следовательно, упускается самый важный сензитивный период в формировании психомоторных функций.

Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на развитие речи. Диагноз ПЭП к концу первого года жизни  снимается, т.к. выраженных нарушений не выявляется. Нормальное развитие отмечается у 15-20 % детей. Но наши длительные наблюдения показывают, что и эти дети в возрасте 4-5 лет имеют различные речевые нарушения: ОНР, ФФН, стертые  дизартрии и другие. Симптомы этих нарушений были с рождения, т.к. причины нарушений относятся к внутриутробному или младенческому периоду.

Для ранней диагностической и коррекционной помощи необходимо решить ряд организационных задач, обеспечивающих: скрининговое обследование всех новорожденных, расширение деятельности кабинета здорового ребенка в поликлиниках, создание команды специалистов для выявления отклонений и раннего начала систематической коррекционной работы, целенаправленная подготовка и переподготовка специалистов для комплексной коррекционной работы с детьми раннего возраста. Реализация этого подхода предусматривает разработку инструктивно-нормативных актов.

Проведенное обсуждение «Программы» ИКП РАО и мониторинг действующих служб ранней помощи в России показали необходимость дальнейшей проработки данной проблемы. Общим выводом в результате анализа данного опыта является признание необходимости и экономической целесообразности встраивания системы ранней помощи в имеющуюся образовательную систему путем расширения функций существующих учреждений.

Наше исследование и многолетний практический опыт работы позволяет дополнить данный вывод некоторыми предложениями. Более приближенными по месту жительства для детей младенческого возраста являются детские поликлиники, которые посещаются детьми регулярно. Эта служба отработана и проходит в рамках обязательного  медицинского страхования. Наличие в детских поликлиниках команды специалистов, в том числе логопеда и психолога, может помочь в обеспечении и проведении скрининговых исследований и сопровождения детей с первых месяцев жизни.

С этой целью автором статьи апробируется скрининговая методика и система ранней коррекционной помощи детям раннего возраста в условиях детской поликлиники. Разрабатываются методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей в младенческом и раннем возрасте, которые адресованы родителям с целью активизации участия их в процессе воспитания ребенка. При выявлении детей группы риска по показателям психомоторного развития и отсутствии положительной динамики дети направляются в «Центры» для более углубленного изучения и оказания ранней специальной помощи в соответствующих коррекционных учреждениях.