Краткая характеристика детей с ОВЗ

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

К группе детей с  ОВЗ относятся следующие категории:

Глухие, позднооглох­шие и слабослышащие;

Слепые и  слабовидящие;

Дети с тяжелыми нарушениями речи;

Дети с нарушени­ями опорно-­двигательного аппарата;

С  задержкой психического развития;

С умственной отсталостью;

С расстройствами аутистического спектра;

Со сложными дефектами.

До недавнего времени для этих детей был только один вариант получения дошкольного обучения и воспитания. Такие  дети решением ПМПК  направлялись в специальные ДОО.

Глухие, позднооглох­шие и слабослышащие направлялись в ДОО  первого-второго вида.     Слепые и  слабовидящие определялись в ДОО третьего-четвертого вида.  Для детей с тяжелыми нарушениями речи предназначались ДОО пятого вида.  Некоторые дети с нарушени­ями опорно-­двигательного аппарата получали дошкольное обучение и воспитание в ДОО  шестого вида. Дети, у которых была диагностирована задержка психического развития, направлялись в ДОО седьмого вида.  Дети с  умственной отсталостью  попадали в ДОО восьмого вида. Для детей со сложной структурой  дефекта и для детей с ранним детским аутизмом не было организовано  дошкольного образования и не было для них ДОО. Большинство из них ранее не имели возможности получить дошкольное образование в виду отсутствия     не только коррекционных методик, но и самих ДОО.

Такая система распределения детей по специальным ДОО  не учитывала их индивидуальных потенциалов. И такой подход  к организации их дошкольного обучения в последние годы стал рассматриваться как дискриминация и ущемление их прав на полноценное образование. Пребывание, обучение   в  специальных ДОО не способствовало их социализации и накоплению опыта коммуникации со здоровыми сверстниками.

Согласно новому ФГОС ДО рекомендовано придерживаться ключевого принципа дошкольного образования – поддержки разнообразия любого ребенка  и, соответственно, переходу от диагностики отбора  к диагностике развития.  Таким образом, рекомендовано переходить  от принципа диагностики отбора к  принципу дифференцированного подхода в образовании.  Для определения  дифференцированного подхода необходимо выявить индивидуальные особенности ребенка и учитывать их в образовательном процессе.

Кроме детей  с  выраженными нарушениями   ОВЗ  есть дети, у которых нарушения менее выражены. Это дети с  минимальными  нарушениями слуха, зрения, в том числе с косогла­зием и амблиопией,  дети с нарушениями  речи,  дети с легкой задержкой психического развития, с  педагогической запущенностью, дети с легкими проявлениями двигательной  патологии,  дети с ги­перактивностью  и  синдром дефицита внимания. К этой категории также относятся дети  с  психопато-подобными формами поведения, дети после кохлеарной имплантации, дети с нарушенными формами поведения, дети, имеющие нарушения  по типу минимальной мозговой дисфункции и другие, которым также необходима специальная помощь при освоении программы в ДОО.

Дети с нарушениями зрения

В эту группу входят дети с нарушениями зрительного анализатора: слепые дети, слабовидящие,  дети с косоглазием  и  амблиопией.  Нарушение  зрения у этих детей затрудняет  пространственную  ориентировку, задерживает развитие координации, двигательных навыков,  ведет к снижению двигательной и   познавательной активности.

Информация, получаемая слабовидящими детьми с помощью оста­точного зрения, становится более полной, если  поступает в комплексе с сенсорной и осязательной информацией. Для формирования речи детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми  и за счет стимуляции разных анализаторов: слухового, кинестетического.

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения  в ДОО полно отражены в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы».

Дети глухие, позднооглох­шие и слабослышащие

В эту группу входят  дети  глухие и слабослышащие (тугоухие).

Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения они не понимают  обращенную речь. Вследствие этого появляются системные нарушения речи.

Для глухих детей обязательно использование слухового аппарата или кохлеарного импланта (после операции по кохлеарной имплантации).  Однако восприятие и понимание речи остаются  нарушенными. Устная речь у детей самостоятельно не развивается, что обусловливает необходимость систематической коррек­ционно­-развивающей работы по развитию речи. Уровень психического и речевого развития у детей с нарушениями слухо­вого восприятия зависит от степени снижения слуха и времени возникновения этого нарушения. Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и ов­ладевать устной речью. Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционные и развивающие заня­тия. Условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в ДОО подробно отражены в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы».

Дети с нарушени­ями опорно-­двигательного аппарата 

В эту группу входят  дети  с нарушениями двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к  нарушению осуществления движений. Большинство из них страдают детским церебраль­ным параличом (ДЦП). У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация, нарушена общая моторика, тонкая моторика рук. Могут быть  сенсорные нарушения. Иногда при ДЦП у ребенка  выявляются нарушения зрения и слуха. У большинства из них нарушена речь, страдает внимание и память. При ДЦП у многих детей отмечается нарушение эмоционально-волевой сферы. У одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двига­тельной расторможенности, у других заторможенность и  вялость. Психические процессы  у некоторых детей с ДЦП замедленны, переключаемость  затруднена. При организации инклюзивного образования и включении ребенка с ДЦП в общеобразовательную группу  необходимо  проведение постоянного психолого­-медико­-педагогического сопровождения, что определено в его индивидуальном плане реабилитации (ИПР). Условия обучения и воспитания детей с  ДЦП подробно  отражены в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы».

Дети с расстройствами аутистического спектра

До недавнего времени расстройства  аутистического  спектра относили  к раннему детскому аутизму (РДА). Расстройства  аутистического  спектра в настоящее время рассматри­ваются как особый тип нарушения психического развития.  У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.   Вариантов проявления РАС много. В статье «Работаем по программе «От рождения до школы»  с детьми младенческого и  раннего возраста в период адаптации ФГОС ДО в          систему работы ДОО» опубликованной в  №10  2015, мы приводили многообразие особенностей этих детей с самого рождения. Особенности эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности с возрастом не исчезают, а усугубляются и без специального психолого-педагогического сопровождения  не устраняются. Проявления РАС различные, но общими для всех из них являются проблемы эмоционально­-волевой сферы и трудности в общении даже с близкими. Для организации инклюзивного образования  этой категории детей   необходимы специальные условия. Условия обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра подробно отражены в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы».

Дети со сложными дефектами

К этой категории  относят детей с комплексными  и  сложными нарушениями развития, у которых сочетаются  несколько  первичных нарушений.  Например, слабослышащие  дети и еще у них  отмечаются нарушени­я опорно-­двигательного аппарата .  Или, например, детский це­ребральный паралич (ДЦП) и нарушения слуха. Могут быть и любые другие сочетания, например,  дети с нарушением зрения и еще нарушения психического и  речевого развития. У детей с комплексными  и  сложными нарушениями    могут быть разные степени выраженности нарушений. У детей с комплексными нарушениями выделяют  три уровня психического развития . В зависимости от уровня психического развития определяются и  условия  их обучения и воспитания. Условия обучения и воспитания детей с комплексными  и  сложными нарушениями развития подробно отражены в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы».

Список литературы

1.От рождения до школы. Примерная общеобразова­тельная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. , 2014.

2.Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных

тенденций обучения и воспитания: Хрестоматия /Сост. Л.В. Калинникова,

Н. Д. Соколова. — М., 2005.

3.ДружининаЛ. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. — М., 2006.

4.ЕкжановаЕ.А.,СтребелеваЕ.А.Коррекционно­-педагогическая помощь

детям раннего и дошкольного возраста. — СПб., — 2008.

5.ЕкжановаЕ.А.,СтребелеваЕ.А.Коррекционно­-развивающееобучение и

воспитание: Программа дошкольного образовательного учреждения компен­сирующего вида для детей с нарушением интеллекта.— М.,2003.

6.Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии:

педагогическая помощь. — М., 2008.

7.Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим по­ражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания/Под ред.Е.А. Стребелевой.—2­еизд. —М.,2004.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *